Роботы пермского периода. Есть ли будущее у промышленного туризма в крае

Знаменитые промоботы уже стали одной из визитных карточек края. © / Ольга Семёнова / АиФ

Оказывается, 67 % россиян считают, что отечественная промышленность – это отсталые и несовременные производства, использующие чуть ли не дедовские технологии и чуждые инновациям. Эту цифру озвучила Ольга Шандуренко из «Агентства стратегических инициатив» (АСИ) на недавнем Пермском инженерно-промышленном форуме.

   
   

Привела она и другие показательные данные: около 90 % выпускников школ, сдающих ЕГЭ, до конца не определились с будущей профессией.

Во многом всё это следствие недостатка информации о том, как работают наши предприятия и компании, что они выпускают. Восполнять этот пробел можно и нужно, развивая промышленный (его ещё называют индустриальным) туризм. Уж в нашем-то крае, который был и остаётся промышленным регионом, сам бог велел это делать. 

Четыре «пилота»

По словам руководителя краевого Министерства по туризму и молодёжной политике Юлии Ветошкиной, на сегодня 32 предприятия в пятнадцати территориях Прикамья  заинтересованы в развитии промышленного туризма.

«Уже сейчас 19 туристических компаний предлагают 65 маршрутов по предприятиям в Пермском крае. Среди самых популярных: посещение кондитерских фабрик, КамГЭСа, музейно-выставочного центра «Уралкалия», завода эмалированной посуды в Лысьве и другие. Из той же Лысьвы туристы с удовольствием везут посуду – казалось бы, не очень популярную ныне продукцию. А она востребована», – говорит Юлия Ветошкина.

В последние годы темой индустриального туризма в нашей стране плотно занимается «Агентство стратегических инициатив». Его эксперты разработали методические рекомендации по организации промышленного туризма в России, которыми могут воспользоваться все желающие предприятия и организации.

Сегодня Прикамье входит в число тринадцати регионов, которые участвуют в проекте АСИ по развитию промтуризма. В апреле представители агентства несколько дней работали в Пермском крае. Они посетили четыре компании, которые заявились в пилотный проект: при поддержке АСИ подготовили туристические продукты и разработали свои экскурсионные программы.

   
   

«Пионерами» в этом деле в нашем крае стали такие предприятия, как «Промобот», «Протон-ПМ»,  «Суксунский оптико-механический завод Росомз» и «Доброfish» (производит осетровую чёрную икру. – Авт.). Федеральные эксперты протестировали их экскурсионные программы.

«Мы прошли пользовательский путь туристов, бизнес-делегаций и школьных групп по маршрутам, разработанным на этих предприятиях. И высоко оцениваем качество созданных здесь экскурсий. Их авторам удалось подготовить интересные и содержательные программы, при этом они учли все необходимые требования безопасности. Со своей стороны дали рекомендации, что и как можно улучшить. Уже в ближайшее время экскурсионные программы предприятий, которые стали «пилотами» в Пермском крае, можно будет интегрировать в региональные туристические продукты», – рассказала руководитель программы по развитию промышленного туризма Ольга Шандуренко.

Всё зависит от целей

Согласна с ней коллега Наталья Кисельникова, которая как раз занималась разработкой методических рекомендаций по развитию промышленного туризма в регионах России.

«Промышленный туризм, как и другие виды путешествий, должен дарить эмоции и впечатления. В этом плане у предприятий Пермского края есть большой потенциал, здесь находится немало уникальных производств. Например, нас очень впечатлил оптико-механический завод в Суксуне.  Оказывается, мы прекрасно знакомы с его продукцией. По роду своей деятельности часто посещаем разные предприятия. И во время таких визитов, как выяснилось, мы носим каски, изготовленные в вашем регионе. Это просто потрясающе. Сейчас везде, куда приедем, будем рассказывать про это замечательное производство в Пермском крае. Страна должна знать своих героев», – поделилась впечатлениями Наталья Кисельникова.

Все четыре участника пилотного проекта из Пермского края (их объединили в промышленный тур под условным названием «Роботы. Пермский период». – Авт.) уже представлены на сайте promtourism.ru. Потенциальные туристы могут прямо здесь оставить заявку на посещение экскурсий по этим предприятиям. В будущем планируется расширить список компаний из Прикамья, которые могут включиться в этот проект АСИ.

По словам Натальи Кисельниковой, они открыты для любых предприятий и организаций – крупных и малых. Она призывает уже сейчас использовать методические рекомендации и развивать промышленный туризм на своих предприятиях.

«В наших материалах мы постарались дать подробную пошаговую инструкцию, как разработать интересный и безопасный экскурсионный маршрут. Для начала нужно определиться с целями, для чего предприятие открывает свои двери для туристов. Кто-то хочет сформировать привлекательный образ своей компании. Других интересует исключительно профориентация – потенциальные работники. Третьим важно привлечь покупателей их продукции или инвесторов. Важно разрабатывать программы, учитывая целевую аудиторию», – пояснила Наталья Кисельникова.

Войдите в историю

На апрельском Пермском инженерно-промышленном форуме Юлия Ветошкина также призвала предприятия и компании региона к тесному сотрудничеству в разных форматах, которое не должно ограничиваться только организациями экскурсий на производствах.

«Мы сегодня с нашими туроператорами готовы под ваши интересы сформировать и выстроить любые турпродукты и экскурсии, а также проводимые в крае фестивали и праздники. Для ваших деловых партнёров можем подготовить музейные, гастрономические, медицинско-оздоровительные туры. А летом, например, отправить их на сплав. Здесь важно, чтобы эти предложения вашим партнёрам направили до их приезда. Тогда, возможно, они возьмут с собой семьи, захотят задержаться в нашем крае подольше», – рассказала министр.

Она также предложила компаниям активнее задействовать местных мастеров и промысловиков при подготовке корпоративных подарков.

«Мы можем познакомить вас с мастерами, которые под ваш заказ готовы сделать уникальные продукты и товары», – пояснила Юлия Ветошкина.

На форуме она обратилась к руководителям крупных предприятий с просьбой профинансировать региональные туристические проекты.

«Пермский край входит в десятку регионов по востребованности программы кешбэка: туристы к нам едут. Мы с Минэкономразвития сформировали реестр инвестиционных проектов и идей. Предлагаем каждому предприятию выбрать посильный проект, стать его куратором и инвестором. Это позволит развивать туристическую инфраструктуру, сделать наш край привлекательнее для путешественников. А вам расставить «магниты» для дальнейшего притяжения и войти в историю», – предложила Юлия Ветошкина.

Теперь мяч на стороне промышленников. Услышат ли они министра?

Не замахнуться ли на столицу?

Председатель Ассоциации промышленного туризма в Пермском крае Елена Кривенкова:

«В России с развитием промышленного туризма есть проблемы. В той же Европе предприятия, «закрытые» для посетителей, – это моветон. Поэтому там многие производства открыты для туристов. Мы же до сих пор в крае вынуждены собирать кучу бумаг, согласовывать посещения с руководителями, отвечающими за безопасность, а потом месяцами ждать, чтобы попасть на предприятие и посмотреть, что и как на нём делают.

Хотела бы призвать директоров заводов не бояться открывать свои двери. Потенциал у промышленного туризма велик. Например, финский производитель конфет Fazer сегодня от экскурсий получает в 2,5 раза больше денег, чем от продажи своей кондитерской продукции. И у нас в стране есть успешные примеры. В Абрау-Дюрсо ещё завод не достроили, а  уже стали водить экскурсии и проводить винные дегустации. Так формируется лояльность к бренду: люди возвращаются из отпуска и уже дома покупают шампанское этого производителя.

Другая важная сегодня история – профориентационная. Надо нашим детям показывать современные предприятия и технологии, чтобы они хотели работать металлургами, химиками, токарями и т. д. Мы делали вместе с краевым Минобром экскурсии для школьников по нашим предприятиям. На одном из них, например, знакомили с работой кузнеца. Сегодня это специалист, который сидит в белой шапочке, нажимает кнопки и получает 100 тыс. руб.

В Пермском крае почти 60 % туристов – деловые путешественники, которые приезжают в наш регион по работе. Поверьте, они с удовольствием поедут на промышленную экскурсию. Кстати, на сегодня место промышленной столицы Урала вакантно. Считаю, что Перми по силам побороться за это звание. Много жду от общероссийского форума промышленного туризма, который планируется провести в Перми осенью этого года».