У руля династии. Чем притягивает дедов, отцов и сыновей нефтяная магистраль

Жизнь Николая Мущинкина из села Уральского с детских лет была связана с нефтепроводной трассой. © / АО «Транснефть-Прикамье»

История семьи Мущинкиных тесно переплетается с этапами становления нефтеперекачивающей станции в селе Уральском Пермского края. Глава семьи – Николай Никитьевич – ровесник НПС «Уральская». Родился в 1958 году, когда её закладывали (она тогда называлась «Дряхлы»), когда строили рабочий посёлок для нефтепроводчиков. Его сын – Александр Мущинкин –появился на свет в 1982 году, когда этот производственный объект обновился. Сегодня оба представителя династии работают на нефтеперекачивающих станциях Пермского края.

   
   

Обходчик на лошади

Жизнь Николая Мущинкина из села Уральского с детских лет была связана с нефтепроводной трассой. Его отец Никита Иванович тоже работал на «перекачке», как между собой называют НПС сельчане. Сначала, когда станция строилась, был плотником, бетонщиком, а потом линейным обходчиком.

«Мама тоже на станции работала – уборщицей производственных помещений, так что можно сказать, что НПС стала для нас вторым домом, – вспоминает Николай Мущинкин. –На трубопроводной трассе я регулярно бывал вместе с отцом лет так с 10. В конце 1960-х участок нефтепровода, который по долгу службы обходил мой отец, тянулся на 12 км. В те годы линейные обходчики на нефтепроводную трассу ездили не на машинах, а на лошадях. Отец меня на лошадь сажал, брал на трассу, и пока он работой был занят, я рядом ягоды да грибы собирал. Траву вдоль трассы положено было скашивать косой-литовкой, чтобы идеальный порядок был. Эту траву мы косили, собирали граблями и как сено использовали, кормили овец, коз. У нас семья большая была, так что помощников много – даже племянники из соседней деревни приезжали помогать отцу».

Лошадей линейным обходчикам выдавали на станции. За время работы у Мущинкина-старшего сменилось три лошади. Маленький Коля успевал привязаться к каждой из них. Прошло без малого полвека, а Николай Никитьевич до сих пор помнит клички этих лошадей. «Сначала была Малютка, потом Вьюнок, а последняя Серушка, – рассказывает он. – Малютка самая ласковая была, тянулась к людям, мы детьми у неё под животом ходили спокойно, знали, что она не тронет. И верхом на ней катались и купаться ездили, и даже скачки устраивали. А потом я вырос, ушёл в армию, а когда вернулся в 1979 году, отец уже в пожарной службе НПС работал, а лошадь отдали линейному обходчику на нефтеперекачивающую станцию «Белая» в Татарстане. Через три года, когда я сам уже устроился на станцию, нам довелось с ней встретиться. Представьте себе, Серушка ко мне сама подошла, значит, узнала меня – сына линейного обходчика».

По молодости Николай, как многие сельчане, стремился уехать в город. Но, когда вернулся из армии, родители его отговорили, мол, лучше к нам на «перекачку», нам водители нужны. Так и остался Николай Никитьевич в Уральском. Около 40 лет он работает водителем на нефтеперекачивающей станции, и жену Александру Варламовну туда заманил. «Она тоже всё в город рвалась – в банке там работала, а потом познакомилась со мной на танцах, а я в город – ни ногой, родителям ведь обещал, – рассказывает Николай Мущинкин. – Так что она вместе со мной на НПС до самой пенсии проработала – бухгалтером, кассиром, делопроизводителем».

Как одна семья

С тех пор, как в 1979 году устроился на станцию, Николай Никитьевич что ни день, то за рулём.

«Сначала работал на гусеничном вездеходе – после войны такой транспорт пригодился для перевозки людей. Дорог тогда не было, в город людей на тракторах возили, а зимой дома в Уральском заметало по крыши, снега много было, – вспоминает те годы Николай Мущинкин. – Это теперь машины на станции новые, предприятие заботится об обновлении автопарка и спецтехники, вся техника на станции хорошая, современная, а сначала-то мы на старых советских грузовиках ездили. Когда мне ЗИЛ-130выдали, ему уже лет 15 было, если не больше, так я на нём весь Пермский край, Татарстан, Башкортостан объездил. Возил грузы между производственными объектами нашего большого предприятия. Я много машин перебрал – водил ГАЗ-51, ГАЗ-63, УРАЛ. Не только грузы перевозил, но и аварийные бригады. На КАМАЗе таскал жилые вагоны для аварийных бригад, на трубовозе тоже работал. А недавно пересел на УАЗ, теперь перевожу телемехаников, которые на нефтепроводной трассе работают».

   
   

Одним словом – где родился, там и пригодился. Без такого водителя, как Николай Никитьевич, работники станции в прямом смысле далеко бы не уехали.

Довелось Николаю Мущинкину поработать и вместе с легендарным нефтепроводчиком – бывшим фронтовиком, партизаном, ветераном Великой Отечественной войны Юрием Поповым. Когда Николай только устроился на НПС, Юрий Семёнович был начальником Пермского (тогда ещё Краснокамского) районного нефтепроводного управления.

Семейную династию Мущинкиных в Пермском РНУ продолжает сын Николая Никитьевича – Александр. Фото: АО «Транснефть-Прикамье»

«Он приезжал на трассу, мы часто виделись, общаться с ним легко было, – вспоминает Николай Никитьевич. – Мы с Юрием Семёновичем вместе на лыжные соревнования ездили как участники. Никаких барьеров между нами не существовало, всё было проще. Головной офис нашего предприятия тогда находился в Бугульме. Генеральным директором был Сергей Петрович Лебедич. Так мы, простые водители, к нему ходили напрямую накладные на грузы подписывать. Сейчас такое очень редко встречается, но в нашей отрасли, на наших станциях и сегодня можно найти такие примеры. На НПС «Уральская», например, коллектив (около 100 человек. – Прим. ред.), как одна большая семья».

Труд на нефтеперекачивающей станции «Уральской» в почёте, многие сюда стремятся. Плюс к престижу и зарплата достойная, хороший соцпакет, путёвки в санатории. Так что жизнь на селе во многом на станции держится.

Семейную династию Мущинкиных в Пермском РНУ продолжает сын Николая Никитьевича–Александр. Без малого четыре года он работает на НПС «Мостовая» мастером линейной аварийно-эксплуатационной службы. После института Александр Мущинкин работал на Севере среди геологов, был начальником автоколонны. Ради того, чтобы вернуться в родные края и устроиться на нефтеперекачивающую станцию, он получил второе высшее образование по специальности «Нефтяное дело». Дочь Николая Мущинкина хоть и работала на НПС «Уральская», но недолго, а вот зять по сей день трудится в бригаде. Так что Николай Никитьевич надеется, что, может, и четвёртое поколение потянется на станцию за родителями. Ведь в Уральском каждый с детских лет знает, как уважают нефтепроводчиков и других работников отрасли.