Учёба, стажировки, конкурсы. Как готовят молодых специалистов

Для молодых нефтяников компания проводит конкурс «Лучший молодой специалист года». © / Пресс-служба ООО "ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ"

Главное богатство каждой организации – это люди. В Год педагога и наставника мы рассказываем о сотрудниках, которые внесли значительный вклад в развитие своей компании и теперь делятся опытом и знаниями с молодыми специалистами. 

   
   

Алексей Жуланов почти 30 лет связан с нефтедобычей. Он стал примером для десятков человек, которые пришли в компанию. Мужчина рассказал, почему важно поддерживать новых сотрудников.

Карьерный путь

Сегодня Алексей Жуланов – заместитель начальника отдела добычи нефти и газа на предприятии «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ». Он руководит группой по механизированному фонду. Под его контролем – заявки на закупки оборудования, которое будет использоваться в течение года, профилактические обработки скважин, работа с партнёрами и другие вопросы.

«Все предприятия, которые приезжают к нам с какими-либо докладами, презентациями, предложениями по внедрению нового вида оборудования, идут через наш отдел», – объяснил нефтяник.

Алексей работает в компании уже 28 лет. Конечно, он не сразу занял руководящую должность.

«Я окончил Осинскую школу № 2 в 1990 г. Впервые тогда прошёл эксперимент – выпускные экзамены в школе были вступительными в Пермский политехнический институт. Я поступил учиться на горного инженера на кафедру разработки нефтегазовых месторождений, – вспоминает Алексей. – Так как у меня было направление от предприятия, то сразу после вуза пошёл работать оператором по добыче нефти и газа в НГДУ «Осинскнефть». Это было в 1995 г.»

В зоне ответственности оператора был обход скважин и поддержание их в работоспособном состоянии. Но эти задачи быстро сменили новые: сначала Алексей перешёл в ремонтную бригаду по обслуживанию станков-качалок, а уже весной 1996 г. стал технологом. С 1998 г. по 2003 г. прошёл путь от инженера до ведущего инженера. В 2003 г. он был назначен начальником геолого-технической службы цеха добычи нефти и газа (ЦДНГ) № 8 (Баклановский нефтегазопромысел, Осинский район). С тех пор он занимал разные руководящие должности по добыче в структурах компании «ЛУКОЙЛ». За многолетний добросовестный труд Алексей Жуланов получил не одну благодарность и почётную грамоту компании, а также был отмечен дипломом лучшего наставника ООО «ЛУКОЙЛ-ПЕРМЬ» по итогам 2022 г. Этим его заслуги не ограничиваются. В 2020 г. Алексей получил благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, а в 2022 г. вошёл в число лучших инженеров страны, победив во всероссийском конкурсе «Инженер года». Кроме этого, за плечами специалиста три патента на оборудование, предназначенное для нефтегазовой промышленности.

   
   

Горизонт возможностей

Алексей Жуланов стал учителем для многих молодых нефтяников. Вот уже много лет он выступает руководителем внешних и внутренних стажировок, курирует выпускные квалификационные работы (ВКР) студентов Пермского национального исследовательского политехнического университета (ПНИПУ) и научные работы сотрудников предприятия. Более пяти лет он член государственной экзаменационной комиссии и эксперт Всероссийского конкурса-акселератора «Большая разведка». Алексей рассказал, как предприятие встречает новых работников.

«Раньше молодых специалистов закрепляли за более опытными. Когда я пришёл в цех, мой мастер, по сути, и был моим наставником. Он рассказал мне про безопасные методы труда, показал, что и как делать. Одним словом – ввёл меня в курс дела, а дальше я отправился в свободное плавание. Сейчас всё по-другому», – отмечает Алексей.

Как рассказал нефтяник, сейчас молодой специалист вместе со своим наставником прописывает индивидуальную программу, в которой указывает всё, что он хочет  узнать, какие курсы пройти (либо онлайн, либо с выездом на предприятие, либо стажировку). По итогам работы он пишет отчёт. Это позволяет сотрудникам видеть результат, отслеживать свой рост.

«Это фиксируется в специальной электронной системе, ничего не упускается. Возможностей у молодых специалистов с каждым годом становится гораздо больше», – комментирует Алексей.

Кроме этой системы в компании успешно функционируют Советы молодых специалистов. Они созданы для содействия в адаптации к новым условиям работы, в овладении работниками в совершенстве специальностью.  Также это прививает корпоративную культуру.

Для стимулирования активности молодых специалистов, раскрытия их творческого и профессионального потенциала, повышения мотивации к достижению профессиональных целей компания проводит конкурс на присвоение звания «Лучший молодой специалист года» в различных номинациях. И это ещё не всё. ЛУКОЙЛ проводит конкурс на лучшую научно-техническую разработку молодых учёных и специалистов. Это способствует росту эффективности производства, улучшению качества продукции и работ, повышению надёжности и безопасности эксплуатации производства, считают на предприятии.

Алексей Жуланов до сих пор с теплотой вспоминает тех, кто сопровождал его в начале и на протяжении всего профессионального пути.

«Мастер Олег Анатольевич Чигирёв сыграл очень большую роль: он показал пример отношения к делу и заинтересовал в работе. А дальше с каждой ступенью карьерной лестницы появлялись новые наставники. Каждый руководитель вносил свой вклад», – рассказал Алексей Жуланов.

Проводники в профессию

По словам эксперта, уровень выпускников, которые сегодня приходят на предприятие, достаточно высокий, но всё равно им нужно больше практики. Самые целеустремлённые студенты параллельно учёбе начинают работать, к примеру, в научно-образовательном центре (НОЦ). И к выпуску они набирают необходимый опыт. Багаж компетенций таких молодых специалистов большой, поэтому их могут сразу взять в аппарат управления. Кстати, 35 % сотрудников ЛУКОЙЛ-ПЕРМИ – работники и специалисты в возрасте до 35 лет.

Работа с молодёжью начинается со школы. Дочерние общества компании организуют для студентов и школьников экскурсии на производство, Дни открытых дверей. Они сотрудничают с теми образовательными учреждениями, которые рассматривают в качестве своих стратегических партнёров. У студентов есть возможность начать карьеру ещё до окончания учёбы – во время производственной и преддипломной практики.

Несмотря на то, что кадры приходят подготовленные, им всё равно необходим человек, который станет проводником в профессию.

«На новом месте молодому работнику может быть трудно. Да, есть должностные инструкции, список задач и так далее. Но на деле всегда остаются вопросы к работе. Более опытный сотрудник знает ответы на них – он может направить и рассказать, как выполнить ту или иную задачу лучше, – говорит Алексей Жуланов. – Наставники нужны, чтобы специалисты, которые приходят работать, поняли, как нужно делать правильно, не совершали ошибок, быстрее втягивались в работу и расширяли свой кругозор».

Из работы каждого сотрудника складывается успех организации. И все это отлично понимают, поэтому не жалеют сил и времени на помощь молодым специалистам.

Справка

2023 год указом президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Миссия года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.