IT, онлайн и «удалёнка». Какие сферы экономики будут развиваться в Прикамье

План восстановления экономики предполагает поддержку всех сфер бизнеса. © / Иван Колобов / АиФ

В недавно ушедшем году экономика подверглась серьёзному испытанию. Последствия мы будем чувствовать ещё довольно долго.

   
   

Пермский край этот сложный период прожил не без потерь. Об экономических итогах года, помощи предприятиям, которые больше всех пострадали в  пандемию, мы поговорили с депутатом Законодательного Собрания Пермского края Александром Бойченко.

Кому помогли?

- Думаю, все согласятся, что экономика в прошлом году пережила спад. Какие предприятия пострадали сильнее всего?

  - Точные данные пока назвать нельзя, но уже понятно, что меньше пострадали крупные промышленные предприятия. Они понесли убытки и им пришлось внести изменения в инвестиционные планы, однако всё же они работают. Конечно, тяжелее всего ограничения, связанные с пандемией, пережил малый и средний бизнес – в регионе есть немало предприятий, которым пришлось закрыться.

– Как помогли предприятиям и предпринимателям, которые оказались в трудной ситуации?

 – В самом начале пандемии мы в Законодательном Собрании приняли решение перенаправить один миллиард рублей на помощь малому и среднему бизнесу. Кроме того, меры поддержки были разработаны и на федеральной уровне. Это кредит на зарплату по ставке 2% годовых с возможностью списания, расширенная финансовая помощь по кредитам, отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей, а также создание экосистемы для комфортной работы и развития индивидуальных предпринимателей на базе единой цифровой платформы («одно окно»). Всё это правильно и своевременно.

– Предприятиям пришлось потуже затянуть пояса, что, несомненно, отразилось на налоговых поступлениях. Как изменился краевой бюджет?

   
   

–  Доходы в региональном бюджете мы сократили на 20 с небольшим млрд рублей, что, конечно немало. Нам пришлось отложить запуск дорогостоящих инфраструктурных проектов, финансирование которых рассчитано на несколько лет. Но, что очень важно понимать, – реализация национальных проектов не пострадает.

У кого «звёздный час»?

– Мы в России традиционно меряем всё ценами на нефть и одним из факторов восстановления экономики, безусловно, является повышение цен на неё...

– Да, федеральный бюджет действительно верстают, исходя из цены на российскую нефть. При расчете бюджета на 2020 год правительство закладывало цену примерно в 42 доллара за баррель, но во время пандемии цены упали. Сейчас они снова начали расти, и эта тенденция продолжится по мере снятия ограничений и вакцинации. Правительство РФ утвердило общенациональный план восстановления экономики, и он, как мне кажется, вполне реалистичен. Она нацелен на восстановление эффективной занятости и платежеспособного спроса, поддержка индивидуального, малого и среднего предпринимательства, запуск нового инвестиционного цикла и улучшение делового климата, а также на увеличение экспорта и поддержку импортозамещения. Главная задача - вернуться к темпам роста экономики и уровню доходов граждан не ниже, чем в 2019 году. Прошлый год научил нас быть осторожнее в прогнозах. Темпы восстановления экономики вполне могут оказаться ниже. Но этого мы допустить не можем. Тем более, что все научились работать в режиме ограничений. И даже если придёт новая волна коронавируса, она, скорее всего, окажет куда меньшее воздействие на нашу экономику.

– В прошлом году одни отрасли пострадали, зато у некоторых был настоящий «звёздный час». Да и в целом экономическая реальность сильно поменялась. Как вы считаете, какие направления в Пермском крае будут развиваться активнее всего?

– Действительно, есть сферы, которые от ограничительных мер не только не пострадали, а даже выиграли. Прежде всего, это службы курьерской доставки и интернет-магазины.  Многое сейчас уходит в онлайн. И частному бизнесу придется находить новые направления для инвестиций – туда, где будет расти спрос.

Несомнено, продолжит развиваться сфера IT.  У нас специалисты в отрасли цифровизации и информационных технологий всегда были сильны, что, кстати, видно даже на примере работы Законодательного собрания. Коллеги из других регионов удивлялись, когда видели, какими информационными продуктами в работе над документами мы пользуемся. В разработке этих программ участвовали наши, пермские «айтишники».