Регистрируем дом на участке. Что изменилось в дачной амнистии?

Если нет информации о вас, как о собственнике участка, то границы могут согласовать без вашего участия. © / Софья Штин / АиФ

Вступили в силу новые правила дачной амнистии. Понятие существует уже полтора десятка лет. За это время было много изменений, за которыми не так просто уследить.  Что изменилось на этот раз?

   
   

О том, как сейчас можно зарегистрировать дом на даче, рассказывают специалисты Управления Росреестра по Пермскому краю.

Какие правила?

Сейчас стало проще зарегистрировать земельные участки, права на которые возникли до 31 января 1998 года.

«Это участки, предоставленные для огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства. Есть разные документы, подтверждающие ваше право на участок. Зачастую это «белые» свидетельства, выданные в начале 1990-х г., «розовые» – их выдавал комитет по земельным ресурсам и землеустройству. Или же выписка из похозяйственной книги, например, – отвечает нач. отдела по государственному учёту и государственной регистрации прав на земельные участки Елена Клюшова. – Эти документы являются основанием для регистрации ранее возникшего права в упрощённом порядке. С 1 января не требуется уплата госпошлины по документам, выданным до 31 января 1998 г.»

Чтобы зарегистрировать право на объект нужно проверить, стоит ли он на государственном кадастровом учёте. Это можно сделать онлайн в системе Росреестра (справочная информация об объектах недвижимости) или посмотреть на публичной кадастровой карте. Если участок и дом на нём на учёте не стоят, кадастрового номера нет, необходимо обратиться за процедурой внесения сведений о ранее учтённом объекте. Делают бесплатно, уходит на это пять рабочих дней. Уже после этого можно регистрировать объект. Госдума приняла Федеральный закон № 518, в котором прописано, что с 29 июня 2021 года при внесении сведений о ранее учтённых объектах внесение сведений о правообладателях (то есть их регистрация) будет обязательной. Регистрировать объекты стоит. 

Почему нужно оформлять бумаги?

«Какие риски здесь могут быть? Например, вы купили участок с домом в 1992 г., но не зарегистрировали. Либо продали, но покупатель не зарегистрировал. Свидетельство есть, в архиве хранится, а вот информации о купле-продаже нет. Останется только информация о первом правообладателе. Соответственно, налоги будет платить он. Отвечать за соответствие использования участка назначению будет тоже он, – пояснила Елена Клюшова. – Может возникнуть проблема и с согласованием границ. Если нет информации о вас, как о собственнике участка, то границы согласуют без вас. Могут возникнуть споры о границе, в том числе судебные».

Для оформления садового, жилого дома на садовом земельном участке или участке для индивидуального жилищного строительства нужно обратиться к кадастровому инженеру, который подготовит технический план. Затем нужно написать заявление в МФЦ, чтобы поставить объект на учёт и зарегистрировать право собственности.

   
   

«Строящиеся жилые дома с 19 декабря 2020 г. можно оформить без применения уведомительного порядка (в этом случае о работах и их окончании владельцы уведомляют органы местного самоуправления. – Ред.), – поясняет начальник отдела по государственному учёту и государственной регистрации прав на объекты капитального строительства Светлана Трофимова. – Сейчас достаточно обратиться к кадастровому инженеру за составлением плана и иметь при себе документы на земельный участок. Но стоит помнить, что оформить объект в упрощённом порядке можно только до 1 марта 2026 г. А пока у вас есть право выбора – уведомлять органы местного самоуправления или нет».