Экономист, старший преподаватель кафедры экономики и финансов ПНИПУ Юлия Стародумова рассказала о современном состоянии малого и среднего бизнеса в Перми.
Эксперт проанализировала современную ситуацию с поддержкой предпринимателей.
«Несмотря на обилие пакетов помощи федерального, регионального, муниципального уровней, поддержку получили менее 50 % всех субъектов малого и среднего предпринимательства. А пострадали, в той или иной степени, почти все, за исключением сферы интернет-торговли, торговли продуктами питания и компаний по доставке, – считает она. – Даже те предприниматели, которые попали в программы поддержки различных уровней, обращают внимание на препоны при подаче документов, на сложности и на несоразмерность помощи их ущербу.
Экономист считает, что кризис только назревает, поэтому все оказываемые меры поддержки краткосрочны.
«Проблема в смене парадигмы потребления: мы никогда не вернёмся к прежней модели потребления. Сейчас полностью отсутствует спрос в таких сферах, как гостиничный, ресторанный, туристический бизнес, индустрия развлечений, спорта, образования. «Умирает» сфера услуг, которая формировала структуру потребления последние годы: любимые кофейни, фитнес, детские развлекательные центры. Именно они создавали комфорт и удобную жизнь. После отмены самоизоляции немногие отправятся в места скопления людей. Нас может ждать серьёзное изменение ценностей, вызванное страхами перед пандемией», – утверждает эксперт.
По словам экономиста, период восстановления после кризиса может занять больше полугода и даже года, а поэтому некоторые меры поддержки нужно продлить на несколько лет (в частности, льготные кредиты на зарплаты). Эксперт также считает важным ввести мораторий на налоги и проверки сроком на 4-5 лет и тщательно проработать получателей поддержки: например, поддерживать не только представителей розничной торговли, но и оптовиков.
«На мой взгляд, в пакетах мер поддержки не хватает целевых показателей. Сейчас там декларируются только отрасли и суммы. Важно отразить, чего мы хотим добиться: например, сохранения 99 % субъектов малого и среднего предпринимательства или числа занятых в малом и среднем бизнесе на уровне января 2020 года. В мерах поддержки недостаточно прозрачности, не всегда ясны требования к документам, непонятно, на ком лежит бремя доказательства того, что бизнес действительно пострадал», – говорит экономист.