Вирусная безработица. На какие профессии повлияла пандемия в крае?

Екатерина Саенко / АиФ

Эпидемиологическая ситуация в регионе сильно ударила по многим сферам. Некоторые люди потеряли работу, а некоторые – прежний доход. Какие профессии пострадали больше всего? Сильно ли вырос уровень безработицы? Какую поддержку оказывают потерпевшим? Что ждёт рынок труда? На какие сферы деятельности можно делать ставки, чтобы не остаться не у дел?

   
   

Нужен или нет?

По данным краевого Минсоцразвития, с начала 2020 года в поисках работы в центр занятости населения обратились 47 тысяч 898 человек. Для сравнения: за аналогичный период прошлого года их было 33 тысячи 748.

«В апреле в центр занятости чаще всего обращались те, кто не имел до этого опыта работы, а также продавцы, управленцы, разнорабочие, дворники, мойщики машин, парикмахеры, визажисты, флористы, мастера маникюра, уборщики и др.», – рассказали в министерстве.

По словам доцента кафедры экономики и финансов ПНИПУ, кандидата экономических наук Марины Ахметовой, обычно рынок труда быстро реагирует на все изменения экономической ситуации. Это значит, что картина может меняться почти каждую неделю.

«По последним данным, наиболее уязвимыми оказались работники сферы туризма, гостиничного бизнеса, фитнес индустрии, салонов красоты, парикмахерских, предприятий общественного питания, индустрии развлечений и искусства, а также административный и домашний персонал, маркетологи, рекламщики. В этих сферах за последний месяц количество вакансий снизилось на 29-43 %», – говорит Марина Ахметова.

Представители сферы туризма надеялись, что с 1 июня жителям разрешат бронировать туры по России. Однако с учётом продления в Прикамье режима самоизоляции говорить об этом рано. Остаётся непонятной и ситуация с открытием оздоровительных лагерей для детского отдыха.

«Если в ближайшее время не изменится ситуация с открытием авиасообщения и не разрешат открывать курорты и лагеря, то многим сотрудникам сферы туризма, организации досуга, гостиничного бизнеса, транспорта нужно будет искать временную альтернативу своей работе, – считает эксперт. – Со временем всё вернётся на свои места. Но восстановление тур потока будет идти слабо – из-за снижения доходов населения, боязни заражения и т. д».

   
   

Президент пермской торгово-промышленной палаты Олег Жданов считает, что в сложившейся сегодня ситуации нужно ввести в законодательство понятие «вынужденно безработный».

«Такое предложение мы уже внесли в Госдуму. Ограничения продолжаются. По нашим прогнозом, в сумме бизнес будет «стоять» два с половиной месяца – апрель, май и половину июня. Новый статус позволит людям стать вынужденно безработными. При этом трудовые отношения не прекратятся», – заявил Олег Жданов.

Спрос на одни профессии падает, на другие – растёт. Работодатели ищут сотрудников, связанных с логистикой, ритейлом и коммуникациями.

«Среди востребованных – медицинские и фармацевтические работники, курьеры, упаковщики, сотрудники кол-центров, сферы безопасности и госслужбы. У некоторых из них даже отмечается рост зарплаты. Популярностью сегодня также пользуются специалисты по коммуникациям в сфере здравоохранения, аналитики медицинских данных, организаторы программ соцпомощи, – рассказывает доцент кафедры менеджмента, заместитель заведующего кафедрой менеджмента ПГНИУ, кандидат экономических наук Татьяна Алфёрова. – К относительно стабильным отраслям можно отнести сельское хозяйство, торговлю продуктами питания, а также государственный сектор. Опыт пандемии показал важность официального трудоустройства, дающего гарантию на минимальную поддержку. Это значит, что востребованность белого дохода будет расти.

Делать ли ставку на IT?

По словам экспертов, с переходом разных сфер на дистанционные формы работы сильно вырос спрос на IT-специалистов.

«Сейчас они могут поддерживать жизнеспособность инфраструктуры компаний. Эта тенденция продолжится и после снятия ограничений», – говорит Марина Ахметова.

Несмотря на востребованность IT-специалистов, они всё равно пострадали из-за эпидемиологической ситуации. По словам исполнительного директора пермского регионального отделения «Деловой России» Евгения Протопопова, отрасль информационных технологий нуждается в поддержке.

«Кому-то может показаться, что в сегодняшней ситуации доходы IT-сферы растут. Но это не совсем так. У айтишников сейчас очень серьёзные проблемы, – утверждает Евгений Протопопов. – Они несут большие потери из-за того, что заказчики не оплачивают их услуги, а также из-за отмены конкурсов на заключение новых контрактов. А основные затраты в этой сфере идут на зарплату сотрудников. Так как IT-отрасль не включили в число наиболее пострадавших, компании не могут получить кредит на выплату зарплат сотрудникам.

Однако последние события дали большой толчок развитию информационных технологий и цифровизации.

«Со временем цифровая трансформация экономики, роботизация и внедрение в производственные процессы интеллектуальных систем приведёт к замене человека механизмами. Под угрозой находятся все профессии, имеющие рутинный, однотипный характер работы. Среди них много рабочих и управленческих специальностей (бухгалтера, финансисты, юристы и т. д.), – говорит Марина Ахметова. – Пандемия форсировала изменения, которые были бы неизбежны. Все должны осознать, что находятся в новой реальности. Сейчас нужно обучаться со взглядом на перспективу – повышать цифровую грамотность. Речь о навыках работы с компьютером, в Интернете, способности работать с дополненной и виртуальной реальностью, программными продуктами. Актуальными сейчас становятся способности концентрировать внимание и управлять сложными механизмами, мыслить нестандартно и создавать что-то новое. Важно развивать способность к постоянному обучению новым навыкам».

Кстати, как сообщает краевой Минобрнауки, сегодня IT-направление – одно из самых востребованных среди выпускников школ, поступающих в сузы и вузы.

«В этом году ещё больше ребят выбирают на экзаменах информатику. У нас в принципе идёт прирост по выбору этого предмета из года в год. Поэтому на IT и других наиболее востребованных специальностях увеличивается число бюджетных мест в учебных заведениях», – пояснили в министерстве.

Эксперты в сфере экономики считают, что в будущем могут стать популярными такие профессии, как виртуальные гиды, специалисты по кибербезопасности и, цифровые кураторы (помощь в настройке виртуальной среды), создатели виртуальных деловых туров, организаторы бизнес-процессов онлайн. По-прежнему будут популярны логистические профессии.

Куда податься?

На получение новых и актуальных профессий потребуется время. И, конечно же, деньги. Что делать тем, кто не может себе это позволить? Варианты есть. Хоть эксперты и предрекают роботизацию некоторых специальностей в будущем, пока они всё ещё в цене.

«Сейчас растёт востребованность рабочих специальностей (операторов станков, машинистов, комплектовщиков и др.). За короткое время можно пройти обучение прямо на рабочем месте: почти на всех предприятиях есть система наставничества и обучения, – говорит Марина Ахметова. – Также через центры занятости можно бесплатно выучиться на сметчика, делопроизводителя, специалиста отдела кадров, дизайнера, проектного менеджера, специалиста по анализу данных, бухгалтера, работника склада и т. д».

Чего ждать?

Некоторые надеются, что после снятия режима самоизоляции для восстановления экономики потребуются новые сотрудники. Краевые власти стараются стимулировать этот процесс.

«Одна из мер поддержки бизнеса в Прикамье – предоставление субсидий предприятиям для создания дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных, состоящих на учёте в центре занятости. Субсидии будут выдавать в размере половины МРОТ на каждое до полнительно созданное рабочее место в течение шести месяцев. Эти средства работодатели направят на оплату труда принятым работникам», – говорит министр экономического развития и инвестиций Пермского края Максим Колесников.

Однако экономист Татьяна Алфёрова считает, что отмена ограничительных мер не приведёт к быстрому росту рабочих мест.

«Любой кризис ведёт к закрытию части предприятий, не обладающих достаточной финансовой прочностью. Многие компании сократят штаты, часть процессов переведут на аутсорсинг, часть сотрудников – на удалённую работу. Оптимизация коснётся менеджеров низшего и среднего звена, аналитиков, юрисконсультов, экскурсоводов и др. – утверждает эксперт. – Есть мнение, что небольшой всплеск бизнес-активности переживут торгово-развлекательные центры – за счёт так называемого эффекта отложенных ожиданий. Но спрос на эти услуги диктуется платежеспособностью людей, которая к тому времени у многих снизится. По этой же причине снизится спрос на кальянные, барбершопы, фитнес-клубы, индустрию моды, элитные рестораны. Рост безработицы повлечёт за собой повышение конкуренции между претендентами на рабочие места, ужесточение критериев отбора, снижение размеров предлагаемых зарплат и предложения менее привлекательных условий труда».

Изменятся и сами компании. Они станут более клиентоориентированными, более технологичными, расширится перечень онлайн-услуг. От работников потребуется многозадачность, навыки селф-менеджмета, тайм-менеджмента, расставления приоритетов и пр. Высококвалифицированный труд будет по-прежнему востребован, но не с точки зрения наличия образования, а сточки зрения реальных навыков. Спрос на низкоквалифицированный труд также сохранится в связи с ограничениями для въезда трудовых мигрантов. Если россияне не проявят массового желания занять эти рабочие места, то размер оплаты такого труда скорее всего вырастет.

Как помогают?

Тем, кто потерял работу после 1 марта и встал на учёт в качестве безработного, на апрель-июнь полагаются пособия по безработице в размере МРОТ – 12 тысяч 130 рублей. Тем, у кого есть несовершеннолетние дети, доплачивают по 3 тысячи рублей на каждого ребёнка. Сегодня максимальное пособие получают около 9 тысяч человек.

Узнать о том, какие меры поддержки полагаются бизнесменам в Пермском крае, можно с помощью специального навигатора.