Школьное предпринимательство активно развивается В Прикамье. Благодаря доступу к любой информации в интернете, тинейджеры рано осознают коммерческий потенциал своих идей и, не боясь наделать ошибок, запускают свои проекты. Центр «Мой бизнес» собрал истории предпринимателей-школьников: от создания бренда одежды до успеха на «Яндекс Музыке».
Александр Пермяков и бренд одежды PASTAWEAR
В 16 лет парень запустил минималистичный бренд уличной одежды для тинейджеров PASTAWEAR. Каждый месяц проект приносит прибыль минимум 10 тысяч рублей. Её молодой предприниматель направил на реализацию новой задумки– «Инстабуки»: создание подарочных фотокниг в твёрдом переплёте с публикациями в Instagram, где каждое фото имеет геопозицию, лайки, дату и описание. Оригинальный апгрейд идеи старых-добрых фотоальбомов.
Интересно, что в семье Александра два предыдущих поколения мужчин – предприниматели: папа и дедушка – они стали примером и ориентиром при создании своего дела.
Каролина Мамедова и модельное агентство KARA MODELS
В старших классах девушка начала побеждать во всероссийских конкурах красоты и модельного мастерства. В 17 лет решилась и открыла своё модельное агентство KARA MODELS, где ведёт занятия по хореографии и стилистике. Со своим первым бизнесом школьница заявилась на проект «Бизнес Kids», где нашла партнёра, TikTok-блогера Екатерину Малкову, у которой 94 тыс. подписчиков. Вместе они защитили проект и получили финансирование – 130 тысяч рублей. В агентстве девушки сами преподают хореографию и стилистику, мейкап, фитнес и продвижение в соцсетях.
Исполнитель Дами и доход в «Яндекс Музыке»
Этим летом 17-летний школьник-музыкант Дамир Ибрагимов под сценическим псевдонимом Дами записал свои первые трэки в стиле поп-рок и гранж, загрузил их на стриминговые музыкальный платформы, где они начали набирать популярность. В «Яндекс Музыке» его песни уже прослушали 30 тысяч пользователей, в Apple Music они собрали 20 тыс. прослушиваний, а VK Music – свыше 10 тысяч. Сами платформы поощряют своих авторов – стоимость одного прослушивания варьируется от 50 копеек и выше. Только стриминг с двух песен даёт ежемесячный доход до 10 тысяч рублей. Кроме того, набирающего популярность исполнителя зовут выступать на коммерческих площадках.
Всё началось с того, что год назад друзья Дамира попросили его спеть на закрытом концерте-квартирнике со своей гитарой. Сейчас молодой музыкант уже ведёт переговоры с несколькими лейблами, готовится выпустить альбом и записать клип.
Команда школьниц продаёт одежду-раскраску в интернете
Создание одежды с авторскими рисунками и вещами-раскрасками Vopsește-ți hainele («Раскрась свою одежду») открыла команда девушек-подростков из Березников и посёлка Юг Пермского района – Лана Жижелева, Софья Сарафанова и Екатерина Попова. Подростки раскрашивают вещи акриловыми красками и продают в социальных сетях. По планам начинающих предпринимательниц, в будущем их клиенты смогут создать точную копию рисунка с помощью «раскрасок по номерам», найти своё цветовое решение для принтов или реализовать собственную художественную задумку. На развитие дела они получили грант 70 тысяч рублей в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Данил Палагушкин и продажа реплик AirPods
С 14 лет Данил начал заниматься предпринимательством, пробовал разное – от продажи бижутерии с «AliExpress», до открытия бургерной. После этого молодой бизнесмен продал дорогой айфон, а на вырученные средства купил партию реплик AirPods. С ними в свои 18 лет Данил зашёл на пермский рынок, на первую прибыль приобрёл тюнингованную «семерку», на которой сделал надпись: «Отдел по борьбе с понтами по Пермскому краю». Сейчас молодой предприниматель работает над новым проектом – открывает магазин автотоваров.
Евгения Радостева и бренд эко-аксессуаров из пакетов
Эту девушку многие понят по выступлению на форме «Дни пермского бизнеса», который прошёл на эспланаде в сентябре 2020 года. Недавняя школьница делилась опытом по запуску своего проекта – производство сумок и пеналов из полиэтиленовых пакетов. Идею начала реализовывать ещё в школе, одержала победу в конкурсе школьных стартапов Пермского фонда развития предпринимательства и получила 100 тысяч рублей на реализацию идеи. Евгения создала собственный бренд «Препакет» – выпускает вещи не только из переработанных полиэтиленовых материалов, но и дизайнерские серьги из бетона, блокноты из переработанной бумаги.
Алина Гладких и модельная студия Dei Perfecta
16-летняя школьница из Кондратова учит подиумной пластике, современному танцу и основам визажа юных красоток от 6 лет. Начинающая предпринимательница ранее профессионально занималась спортом – художественной гимнастикой, акробатикой, панкратионом и грэпплингом, а в бразильском джиу-джитсу девушка дошла до жёлтого пояса. Когда начались проблемы со здоровьем и от спорта пришлось отказаться, то решила попробовать себя в чём-то совсем другом – открыла модельную студию. Со своим проектом Алина стала финалисткой бизнес-акселератора для школьников, и получила на развитие бизнеса господдержку – 100 тысяч рублей.
«Если 20 лет назад создать своё дело в школьном возрасте думали 1% людей, то сейчас почти 30% хотят «замутить» какой-то бизнес. Для них предпринимательство – это прежде всего самореализация и заработок собственных денег, возможность делать что-то драйвовое, живое, что будет подпитывать жизненный тонус. На момент начала своего дела и у взрослых, и у школьников одинаково нет денег старт бизнеса. Но я бы не рассматривал это как проблему – есть возможность двигаться в сторону венчурного капитала или получить господдержку», – говорит эксперт диагностики стартапов в Преакселераторе Фонда Развития Интернет Инициатив, тьютер в акселератора «Бизнес-кидс» и эксперт технопарка «Morion Digital» Михаил Якушев.