Перми повезло оказаться в списке городов, где появится межвузовский кампус – крупнейший проект международного уровня. Он должен стать местом притяжения светлых умов и кузницей передовых разработок. Пока кампус строится, управленческая команда кропотливо трудится над его «начинкой» – смысловым наполнением, выстраиванием логистики и взаимодействия. О том, какую вершину берёт краевая столица, рассказал заместитель руководителя дирекции кампуса «Будущее Пармы» Максим Ильин.
Открыт и дружелюбен
Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Что будет представлять из себя межвузовский кампус? Какие объекты построят на территории?
Максим Ильин: На территории кампуса разместятся девять объектов.
Учебно-лабораторный комплекс (пространство для научно-исследовательской деятельности), технопарк, физкультурно-оздоровительный комплекс, конгресс-центр, а также пять гостиниц для студентов, преподавателей.
– А каким он будет с точки зрения среды?
– В первую очередь – удобным. Инфраструктура там будет благоприятствовать обучению, образовательным практикам. Особенность кампуса в том, что он предназначен для разных целевых аудиторий (я пока насчитал 16) – от сотрудников научно-исследовательских лабораторий до гостей. Наша задача – создать условия для всех.
Концепция наполнения кампуса сервисами – «город в городе». Важно понимать, что занятие наукой не отменяет других потребностей – участия в досуговых мероприятиях, занятий спортом, а также привычных бытовых потребностей. Кампус позволит делать это всё в одном пространстве. Там будут студенческая поликлиника, продуктовые супермаркеты, пункты выдачи маркетплейсов и другие привычные составляющие городской жизни.
Мы руководствуемся федеральным документом – Стандартом инновационно-образовательной среды, который разработало Минобрнауки России. Он определяет параметры кампусов. Важно отметить, что кампус будет открытым для всех. Жители Перми и гости города смогут приехать туда, прогуляться, вдохновиться этим пространством, посетить мероприятия и т. д.
Важное составляющее – международное сотрудничество, партнёрство. На территории будут максимально комфортные условия для проживания, исследований, работы. Это среда, ориентированная на человека.
– Для создания и дальнейшего развития кампуса создали дирекцию. Чем она занимается сейчас?
– Обычно все полагают, что самая большая сложная работа начнётся после открытия кампуса. Однако колоссальная работа делается сейчас. Важнейшая её часть – составление и принятие перечня образовательных программ – магистратуры, бакалавриата, специалитетов, аспирантуры и т. д. В нашем кампусе будет пять тематических направлений: «Душа Пармы», «Недра Пармы», «Технология Пармы», «Здоровье Пармы», «Пространство Пармы». Для каждого из них сформирован перечень образовательных программ и их паспорта.
Межвузовский кампус создаётся благодаря национальному проекту «Наука и университеты». Задача дирекции – организационное управление этим проектом. Мы отвечаем за взаимодействие всех участников проекта. Главный инструмент – дорожная карта, в которой прописаны контрольные точки. Их более двух тысяч, они связаны со строительством, администрированием проекта, взаимодействием участников проекта и т. д.
Ещё один важный документ, которым мы руководствуемся, – программа развития. Она подразумевает ещё один пласт кропотливой работы. Каждое из пяти направлений включает в себя создание продуктов (разработок, технологий и образовательных программ), которые имеют статус научно-технологических, образовательных, общественно значимых и др. На каждый из них мы составляем паспорт, в котором прописываем суть, участников, уровень готовности, стейкхолдеров. То есть это полное описание того, чем будет заниматься межвузовская лаборатория, включая финансовую модель и соотнесение с направлениями развития региона и страны (от стратегии социально-экономического развития края до указов президента). Сейчас реестр включает более 50 паспортов продуктов. Им даётся экспертная оценка – это один из сложнейших этапов. Все они должны быть жизнеспособными и востребованными.
У каждой программы будут свои площадки – лаборатории. К примеру, у «Души Пармы» – это лаборатория креативных индустрий. «Недра Пармы» – это работа над продуктами в сфере недропользования и т. д. У каждого продукта есть или будет индустриальный партнёр – интересант, которым может выступать, к примеру, предприятие. То есть это заказчик, заинтересованный в создании того или иного продукта и его дальнейшем выводе на рынок.
– Сколько всего будет паспортов?
– Пока 60. Коллеги постоянно находят разные интересные решения. У нас отдельные направления связаны с образовательными и воспитательными технологиями. Наши решения оценили на федеральном уровне, и Пермский край стал одним из пяти участников пилотного проекта Минобрнауки России по разработке продуктовых программ кампусов. Думаю, что это наше конкурентное преимущество.
– В чём отличие того, что сейчас создают в вузах, от того, что будут делать в кампусе?
– Продукты, которые будут создаваться в кампусе, – уникальны. Они не повторяют то, что делают в вузах. Более того, главные цели – это исключение дублирования разработок и объединение усилия учёных. В этом смысле кампус – новая интеграция межвузовской коммуникации. У нас восемь вузов-бенефициаров, которые будут системно взаимодействовать и создавать новые продукты – более жизнеспособные. Ещё один плюс такого подхода – возможность создать что-то в более короткие сроки. Сейчас скорость крайне важна: конкуренция высокая, и пока один думает над продуктом - второй уже успевает выходить на рынок.
Особый мир
– Как вы оказались в дирекции?
– До этого я работал советником ректора в Пермском государственном национальном исследовательском университете, где отвечал за два больших проекта. Один из них – трансформация соликамского филиала, которая подразумевала перестраивание образовательных программ, инфраструктуры и т. д. Второй проект – научно-технический, который я представлял в трёх федеральных министерствах. Весь полученный тогда опыт мне очень пригодился сейчас. В дирекции ценятся специалисты, которых принято называть многостаночниками. Я как раз такой: хорошо «упаковываю» разные продукты.
Вся моя трудовая деятельность так или иначе связана с образованием и наукой. Я работал в школе (был учителем истории и обществознания), потом – в лицее, затем – восемь лет преподавателем в педагогическом университете (моём родном вузе), а дальше – в ПГНИУ. Плюс я получил второе высшее образование в Казанском университете. Направление – востоковедение. Это сейчас актуально: теперь восточные страны – стратегические партнёры, и я знаю, как с ними взаимодействовать.
Стажировался в университетах в разных странах. Понимаю, как всё устроено. Вузовская жизнь мне понятна и близка. Университеты – это особый мир людей с определёнными ценностями, убеждениями, взглядами. Работать с ними сложно и интересно одновременно.
Сейчас я занимаюсь методической поддержкой межвузовских команд. Мы занимаемся разработкой продуктов кампуса. От нашей совместной работы зависит их успешность. Кроме того, в дирекции я курирую образовательную и молодёжную политику и политику цифрового развития.
– Вы работали на разных ступенях образовательного процесса. Какие болевые точки видите?
– Сегодня в федеральной и региональной системах образования есть огромное количество проектов, они успешны. Но, на мой взгляд, не всегда их удаётся синхронизировать. Считаю, что основная задача сейчас – не плодить новые сущности, а хорошо укомплектовать то, что уже есть. Возможно, стоит выстроить дополнительные коммуникации, потому что, к сожалению, не всегда коллеги знают о работе друг друга и объединяются для достижения общего результата.
Однако региональная образовательная среда последние годы меняется в лучшую сторону. Она стремится к «бесшовности» – когда есть чёткая траектория: дошкольное образование, школа, ссуз, вуз, предприятие. Думаю, задача на ближайшие годы – сделать эту цепочку более чёткой, устойчивой и при этом гибкой.
Траектория возможностей
– Одна из задач, которую сегодня ставят власти, – минимизация оттока молодёжи. Почему после школы едут в другие регионы?
– Я интересовался этим, работая над одним из проектов. Во-первых, есть естественная миграция. И с ней ничего сделать нельзя. Вторая причина – выбор комфортной инфраструктуры. Заметно внимание регионального правительства и губернатора Пермского края к этой теме. За последние годы краевая столица существенно преобразилась. К 300-летию Перми облик города изменился кардинальным образом: построены новые событийные объекты, отреставрированы здания, установлена уличная иллюминация. Город действительно преобразился – стал ярким и современным. Пермь развивается.
Ещё одна причина оттока – это когда дети выбирают вузы по наставлению родителей, которые оценивают престижность вуза, востребованность будущей профессии ребёнка, потенциальный доход и т. д. То есть они анализируют, обеспечит ли она достойный уровень жизни.
Самое грустное – это когда человек уехал из региона, у него не получилось стать успешным в другом городе, но домой он не возвращается, хотя здесь есть целый пул возможностей, которыми бы он мог воспользоваться.
Статистика, которую я недавно видел, говорит, что люди предпочитают выбирать понятный карьерный путь, им важно видеть траекторию. Поэтому мало создать хорошую образовательную программу: нужно формировать конкретный карьерный сценарий. В этом плане кампус как раз очень важен – он сможет провести студента по пути от обучения до стажировки и трудоустройства.
Кампус – это не просто большой инфраструктурный проект. Это инструмент для благополучия талантливой молодёжи.
Этот проект – самый сложный вызов для меня. Но он вдохновляет, завораживает возможностями. Мы участвуем в том, что может повлиять на жизнь людей, которые ещё даже не родились. Мне видится, что кампус – это мощный раздел в истории системы высшего образования.
– Вы не раз уезжали, но всегда возвращались в родной город. Есть ли у вас какие-то места силы в Перми?
– Очень люблю пространство на Соборной площади, набережную. Всегда тянет к территории педагогического университета – для меня это близкое, родное, понятное. Очень люблю ул. Сибирскую – если иду к набережной, всегда стараюсь пройти по этой улице. Ещё одно дорогое пространство – возле ДК им. Кирова, так как вырос в Кировском районе. Радует, что последние годы правый берег Камы развивается. И кампус тоже будет на том берегу. Мне кажется, это очень важно – осваивать те территории. Город расширяется, это здорово. Думаю, что и кампус станет для меня местом силы.