«Побежал пот, накатила паника». Бывшие школьники – об опыте сдачи ЕГЭ

Антон Харин / АиФ

В России заканчивается период сдачи ЕГЭ. Основные экзамены сданы, остались резервные дни. В этом году довольно много жалоб на проведение экзаменов и на сами задания поступает директору Лиги безопасного интернета, члену Общественной палаты России Екатерине Мизулиной. Она публикует сообщения школьников, полные боли. Многие говорят, что от сдачи ЕГЭ зависело их будущее, и они испытали дикий стресс. Тем временем Госдума подумывает, не отменить ли ЕГЭ совсем. Сайт perm.aif.ru поговорил с выпускниками школ, которые сдавали единый госэкзамен несколько лет назад, и узнал, до сих пор ли они переживают по поводу сдачи экзаменов после школы. Публикуем их истории.

   
   

Под звуки стройки

Виктория говорит, что даже спустя несколько лет в деталях помнит эмоции, которые ей пришлось пережить во время окончания одиннадцатого класса и в период сдачи экзаменов.

«Несмотря на то, что школу я окончила ещё в 2021 году, иногда вспоминаю, какой стресс и волнение испытывала тогда. Это было время бесконечных дополнительных курсов по сдаваемым предметам, вебинары, лекции и куча материала, который необходимо было запомнить, – рассказывает девушка. – Наседали и учителя, твердившие о том, что у нас осталось очень мало времени для подготовки. Однако, даже несмотря на весь страх и переживания до ЕГЭ, сам процесс сдачи экзаменов, оказался намного проще, чем я думала.

Первым предметом, который мне нужно было сдать, стоял экзамен по литературе. Помню этот день, как будто он был вчера. 31 мая, от волнения поспав только 3 или 4 часа, я проснулась. Всё утро, вместо того, чтобы повторять материал, слушала итальянский рок и прятала шпаргалки (в итоге они мне не пригодились). Положив под пятку монетку на удачу, вышла из дома. Экзамен должен бы проходить в Кондратово, потому что по правилам мы не могли писать его в своей школе.

Фото: АиФ/ Антон Харин

По дороге волнение постепенно начало проходить, а когда нас уже распределили по местам в аудитории, какой-то страх пропал совсем. Наверное, я поняла, что теперь в какой-то степени всё зависит не только от меня, но и от фортуны – главное, чтобы повезло с вариантом КИМа.

Наверное, я поняла, что теперь в какой-то степени всё зависит не только от меня, но и от фортуны – главное, чтобы повезло с вариантом КИМа.

Нам раздали листки, и мы начали писать экзамен. В аудитории было ужасно душно. Мальчику, который сидел позади меня и без остановки тряс ногой, стало плохо. Только после этого организаторы открыли окно. И тут началось…

Оказалось, что прямо напротив наших окон шла стройка. Все три с лишним часа аудитория пыталась сосредоточиться над экзаменационными заданиями под крики рабочих, шум техники и грохот отбойного молотка. Из-за этого было тяжело сфокусироваться на тексте. В какой-то момент все посторонние шумы вокруг просто пропали, а потом организаторы объявили, что у нас осталось 10 минут.

   
   

Из аудитории я вышла счастливая. Я так быстро шла в кабинет к своему преподавателю, который нас сопровождал, что у меня из рукава вылетела шпаргалка. Хорошо, что никто этого не заметил.

Уже сидя дома и разбирая кипы бумаг, по которым проходила моя подготовка, я поняла, что экзамены – это, безусловно, сильное давление на психику, но на деле они совсем нестрашные. К тому же, жизнь не заканчивается, даже если ты не сдал – после ЕГЭ она только начинается».

Психика не была готова к такому

Софья сдавала ЕГЭ в 2022 году. Ей предстояли экзамены по русскому языку, литературе, обществознанию и базовой математике.

«Помню, как писала ЕГЭ по русскому языку. У меня был неимоверный стресс, в аудитории светило солнце. Было душно, открытые окна не помогали. Когда я сидела перед заполненным бланком, почувствовала, как у меня начало биться сердце, – рассказывает девушка. – По всему телу побежал пот, начало бросать то в жар, то в холод. Накатила паника. Глаза бегали, дыхание было учащённым. Я поняла, что это паническая атака.

Фото: АиФ/ Антон Харин

Могу предположить, что панические атаки начались у меня из-за стресса перед ЕГЭ. Моя психика не была готова к такому. Первый раз это произошло в марте 2022 года, на следующий день после очередного пробного ЕГЭ. Я спокойно обедала в заведении, всё было хорошо, но вдруг у меня резко сузились зрачки, меня кинуло в жар, побежал пот, быстро колотилось сердце. Всё тело онемело, было ощущение, что я сейчас умру. Со мной такое произошло впервые, и я в ужасе не понимала, что творится.

За месяц перед поступлением в университет я активно начала принимать курсом таблетки для укрепления психики. Может, это была психосоматика, может нет, но мне стало лучше. Впоследствии панические атаки пытались ко мне подобраться, но я вовремя их замечала и делала всё, чтобы избежать их. На протяжении года они могли «выскакивать» в любой момент, где бы я ни была.

Возможно, этого всего бы не было, если бы преподаватели не запугивали нас. Учителя постоянно твердили, что ЕГЭ решает нашу жизнь, что у нас есть одна попытка, что за нами на экзамене будут следить, будто в тюрьме под надзором.

Учителя постоянно твердили, что ЕГЭ решает нашу жизнь, что у нас есть одна попытка, что за нами на экзамене будут следить, будто в тюрьме под надзором.

Мне кажется, что важнейший момент при подготовке к экзаменам – защита детей от тревожных мыслей по поводу их будущего. По-моему мнению, на школьников сильно давят учителя. У детей нет должной поддержки со стороны родителей или близких людей».

Удушающая жара и дефекты аудирования

Екатерина сдавала экзамены в 2020 году. Тогда был период пандемии, поэтому ЕГЭ проходило в июле. В самую жару.

«2 июля (литература) и 6 июля (русский язык) было жарко, но терпимо, чтобы сосредоточиться и написать экзамен. Самое пекло началось 15 июля. В прямом и переносном смысле. Мы сдавали обществознание. Экзамен сам по себе сложный, хотя и кажется самым лайтовым, – рассказывает Екатерина. – Посмотрела температуру воздуха, которую писали СМИ: было 32-37 градусов жары. Я помню, как душно было в кабинете, несмотря на открытые окна. Спасала только вода, поэтому я её цедила по капле.

Я помню, как душно было в кабинете, несмотря на открытые окна. Спасала только вода, поэтому я её цедила по капле

В таком состоянии голова очень плохо соображала. Поэтому в тестовой части я по ошибке исправила правильные ответы на неправильные. Вторая письменная часть была просто мукой. Сидишь, пишешь план, а в голове одна мысль: «Хочу в холодный душ».

В моей аудитории никто не падал в обморок. Но знакомые мне рассказывали, что в их кабинете кто-то досрочно завершал экзамен, сославшись на плохое самочувствие. Позже СМИ писали о случаях обмороков во время ЕГЭ по обществознанию».

Фото: АиФ/ Антон Харин

А ЕГЭ по английскому не обошёлся без технических проблем. Его девушка сдавала 23 июля.

«Проблемы появились уже во время самой первой части – аудирования. Как только включили запись, то в аудитории появился гул. Позже звук ужасно отлетал от стен. Слушать было невозможно. Даже на русском языке такое аудио было бы сложно воспринимать, – вспоминает Екатерина. – Позже разные регионы России жаловались на дикторов с дефектами речи в аудировании. Даже были созданы петиции министру образования РФ. По словам их авторов, лексика на экзамене не соответствовала заявленному уровню В2. Ее уровень был гораздо выше – С1 и С2 ( это носители английского языка).