Часто родители жалуются, что в классе, где учатся их дети, есть трудный ребёнок. Он усложняет учебный процесс, срывает уроки, требует к себе повышенного внимания учителей. Родители беспокоятся, что в классе плохая дисциплина, поведение проблемного ребёнка становится катализатором безобразного поведения остальных учеников.
Учитель русского языка и литературы пермской школы № 22 Татьяна Козлова рассказала, как «бороться» с такими детьми.
Елизавета Ширяева, «АиФ-Прикамье»: Почему ребёнок становится трудным?
- Всему виной семья?
- Многие проблемы трудных детей, безусловно, идут из семьи. Если дома родители только кричат на ребёнка, ругают его, тогда он начинает действовать по принципу: раз вы меня таким считаете, таким я и буду. Первый раз его отругали, второй… А на третий он уже привыкает: наказание разом больше или меньше для него становится не столь важным.
Дети копируют своих родителей и часто хотят быть на них похожими. У меня был ученик, которому очень важно было получить внимание отца. Когда у него были всплески выходок, он оправдывал себя так: «Меня папа не хвалит, он мне никогда не говорит, что я молодец». Когда этот ученик почувствовал, что папа порадовался за него, мальчик изменился в лучшую сторону.
Проблемы из школы?
- Может ли школа вырастить проблемного ребёнка?
- Школа и педагоги порой сами создают детей группы риска. Когда родители занимают какой-то пост, учителя и администрация нередко относятся к их детям по-особенному. Ученик это сразу понимает, ведь о проступках ребёнка молчат. Школьник перестаёт себя контролировать, позволяет себе вольности, хамство, выживает молодых учителей, а завучи порой это покрывают. Администрация образовательного учреждения не хочет портить отношения со статусными родителями, и дети становятся трудными. Хотя этот термин руководство по отношению к ним не применяет.
- Какой возраст считается самым сложным?
- Это 5-6 классы. Когда дети переходят из начальной школы, им начинает казаться, что они уже взрослые. Это видно по внешности, поведению. Они начинают носить рубашки на выпуск, делают подвороты на джинсах, меняют причёски, позволяют себе бранную лексику, балуются сигаретами и алкоголем. Всё потому, что им хочется быть круче своих одноклассников.
- Как справляться с такими детьми?
- К проблемным детям нужно относиться внимательно. Учитель должен быть готов к тому, что такой ребёнок не с первого раза услышит все замечания и наставления. Нужно разговаривать, показывать, вовлекать. Давать один шанс, другой… Это длительная работа, которая может длиться от полугода до нескольких лет. Но через время он обязательно изменится. Дети любят шуметь, кричать о том, что их не понимают, не слышат. Хотя порой они просто не замечают некоторых вещей, на которые нужно им открывать глаза: ты обижаешься, что тебя поругали, но ведь поругали за дело. Сначала ведь ты плохо поступил, только потом последовала реакция на твоё действие.
- Нужно обращать внимание на проблемных учеников или игнорировать их?
- Всегда больше внимания обращаю на проблемных детей, потому что они, как правило, бывают в стороне, их постоянно только ругают. Важно показать, что они хорошие. У ребёнка может быть двойка по предмету, но в другой области он может себя проявить. Когда я работала завучем по воспитательной работе, у меня был очень сложный класс. Однажды мы ставили спектакль, и дети показали себя с другой стороны. Педагогу порой не нужно постоянно их долбить. Лучше раскрыть какие-то сильные стороны личности и попытаться создать коллектив.
Подростки очень чувствительны к несправедливости. Часто видя её со стороны учителей и родителей, они начинают протестовать и делать всё назло. Когда дети замечают, что с ними стараются строить отношения по-честному, тогда они по-другому относятся к взрослому человеку, начинают доверять ему.
Как реагировать другим?
- Как реагируют другие дети, которые видят, что учитель выделяет какого-то ребёнка?
- Здесь очень важно, чтобы все одноклассники были вместе. Детям нужно всё объяснять. У меня был класс, в котором одна девочка сторонилась других ребят. Дети видят, когда ровесник не может дать отпор, и начинают над ним подсмеиваться. Девочка это чувствовала. В отсутствии этой ученицы я разговаривала с ребятами. Они сказали, что хотят с ней общаться, но она сама отстраняется. Затем я понаблюдала за обеими сторонами и провела классный час, чтобы вместе решить этот неприятный вопрос. Каждый высказался. Решила пересадить девочку в середину класса. Прошло немного времени, и ребята начали общаться. Я увидела, что дети к ней действительно хорошо относятся. Они поняли, как ей было больно и одиноко. В конце года девочка принесла в школу конфеты и начала раздавать одноклассникам. В какой-то момент один из мальчиков спросил: «А ты случайно никуда от нас не уходишь?» Она ответила, что переезжает жить в другой город. Дети все замерли, в классе наступила тишина… У девочки полились слёзы - она не хотела расставаться. А ребята все до одного бросились её обнимать.
- В воспитании такого ребёнка в какой-то мере принимает участие и коллектив?
- Да. Нужно, чтобы работали и дети, чтобы трудному ученику не казалось, что только учитель к нему придирается. Если трудный ребёнок видит, что дети не поддерживают его выходки, а наоборот показывают, что они готовы помочь, то он начинает считаться с мнением окружающих. Одноклассникам нельзя отмалчиваться. Один мальчик в моём классе вышел к доске и перед всеми искренне признался, что не может справиться один сам с собой и просит у ребят, чтобы те ему говорили, где он не так поступает.
Только вместе
- Нужно ли привлекать родителей к школьному воспитанию проблемных детей?
- Однозначно. Важно, чтобы родители поддерживали классного руководителя и не видели в нём врага. Всё-таки большую часть времени дети проводят в школе, учитель же часами ежедневно наблюдает за ребёнком. Дома он один, а в школе совершенно другой. Важно, чтобы родители прислушивались к учителю, не обижались на него, понимали, что ребёнок, педагог и семья – это одна команда. Только вместе они смогут друг другу помочь.
Часто приходят родители, которые пытаются меня в чём-то обвинить, видят во мне врага. В таких случаях всегда говорю, что понимаю их чувства, но главное, чтобы любовь не была слепой, иначе она будет во вред. Поверьте, я хочу помочь. Если вижу, что меня не слышат, рассказываю всё, что знаю, прошу внимательно послушать, а затем самим понаблюдать за детьми. Потом родители возвращаются, извиняются и просят помощи.
- Обычно беседуете с мамой или с папой?
- Мне всё время хочется верить ребёнку и думать, что он меня услышал. Если этого не происходит, начинаю подключать родителей. Ребёнок прекрасно знают свою семью. Он очень хороший психолог, который чувствует, как нужно вести себя с мамой, а как с папой. После проступка он может подойти к маме и обнять её, сказать, какая она хорошая, как он её любит, слукавить, сказать то, что мама хотела бы слышать. Мама после этого успокаивается, расслабляется и думает, что её ребёнок замечательный.
Мамы часто скрывают неприятные ситуации от отца, потому что знают, что он может наказать ребёнка. Конечно, этого делать не стоит, потому что дети начинают попросту манипулировать. Родители должны быть в одном ключе, должны договариваться между собой. Когда вижу, что мама не может справиться со своим ребёнком, а только покрывает его, я подключаю папу.
Важно, чтобы родитель понимал, если учитель к нему обращается за помощью или говорит о каких-то проблемах, будьте добры, придите в школу, побеседуйте, проконтролируйте своего ребёнка. Самое главное, поблагодарите учителя, который небезразличен и наблюдает за вашим ребёнком.