Месяц назад у пермячки Лейлы Сазонтовой вышла книга «Жизнь без школы» – своего рода азбука для хоумскулеров (тех, кто выбирает семейной образование. – Ред.). О том, каково это, когда ребёнок на таком виде обучения, как оградить детей от плохого и что не так с российской системой образования, материал «АиФ-Прикамье».
Люди привыкли
Ольга Семёнова, «АиФ-Прикамье»: Изменилось ли у нас отношение к тем, кто за домашнее образование?
Лейла Сазонтова: Первые два года знакомые задавали вопросы: «Ну что, вы уже начали жить нормально? Или всё ещё в школу не ходите?». Сейчас не спрашивают. Люди привыкли. Осуждения в наш адрес давно не слышала. Сейчас мы в классе, где кроме нас ещё несколько детей на семейном образовании. К нам относятся нормально. Чем больше времени проходит, тем больше становится хоумскулеров. Семейная форма образования стала частью обычной жизни.
– У тех, кто переходит на такую форму обучения, бывают сложности?
– Да. Они связаны не с негативом в адрес таких семей, а с непониманием со стороны руководства школы и учителей. Порой они не знают, что с нами делать, что требовать с детей для сдачи зачёта. Это проблема системы образования. Педагогов не учат работать с детьми-хоумскулерами, хотя право обучаться по такой форме есть в законе. Впрочем, само законодательство вызывает вопросы, оно требует корректировок. Там много вариаций, формулировок «может быть», из-за чего многие вещи все трактуют по-разному. Надеюсь, в будущем эти бреши в законодательстве закроют.
– Какие есть мифы о семейном образовании?
– Многие думают, что в этом случае родители не работают. Это не так. Ещё один миф – отсутствие общения у ребёнка. Из опыта скажу, что круг знакомств у детей на семейном образовании расширяется. Они могут выбирать себе друзей сами, ориентируясь на свои интересы, возраст и другие социальные маячки.
Ещё один миф – семейное образование могут позволить себе только обеспеченные люди. Многие считают, что это огромные траты, что по каждому предмету нужен репетитор. Это не так. Мы экономим деньги: не сдаём в фонд класса, на праздники, не тратимся на тетради, на форму и т.п. Ориентируемся на свои нужды и желания, а не на то, что требуют покупать в школе.
Репетиторы не нужны по всем предметам. Большую часть программы могут объяснить родители, для этого необязательно иметь педагогическое образование. К тому же, семейное образование нужно в первую очередь для того, чтобы ребёнок сам научился учиться, добывать информацию, анализировать её.
Есть ли путь обратно?
– Случались ли моменты, когда вы хотели, чтобы ребёнок пошёл в школу?
– У меня не было таких мыслей. Но мы сразу договорились с сыном, что я периодически буду задавать ему этот вопрос. И я это делаю. До этого года у него не было сомнений. В конце весны он сказал, что хотел бы учиться в школе. Мы поговорили. И выяснилось, что это желание породил просмотр сериала про американскую школу. Сына привлекала атмосфера – вечеринки, тусовки, рок-группы и т. д. То есть некий романтизированный образ из сериала. Вскоре после этого у сына была аттестация. Он сходил в нашу школу, увидел, как там всё происходит на самом деле. И передумал, сказав, что хочет остаться на семейном обучении.
– Может ли что-то измениться в системе российского образования, чтобы вы захотели вернуться в общеобразовательное учреждение?
– Сложно сказать. В первую очередь я учитываю желание сына и действительно объективные аргументы. Пока этого не случилось.
У меня есть претензии к системе образования: профессионализм учителей, бюрократия, формирующиеся у школьников ориентиры. К примеру, в некоторых гимназиях дети достаточно высокомерные, оценивают других по финансовому положению. Случается, что они не общаются с теми, у кого не столь дорогие вещи. Не хочу, чтобы мой ребёнок рос в таком обществе. Да, я не могу поместить его в полностью стерильную среду, но могу изолировать от каких-то странных в моём понимании тенденций.
К тому же, есть другие причины, почему мой ребёнок не ходит в школу. Такая система неудобна моей семье. У нас определённый образ жизни, с которым мы не вписываемся в такую систему (работа без офисов и графика с девяти до шести и т. д.) Поэтому вряд ли изменения в системе вернут нас в школу.
– Планировали будущее сына после школы? Он собирается идти в вуз?
- Мы хотим, чтобы сын получил высшее образование. Он с раннего детства увлечён космосом. Подумывает стать астрофизиком. Сейчас ходит в астроклуб. Мы присматриваем курсы с таким уклоном. В России не так много вузов, где готовят астрономов и астрофизиков, и мы не самая передовая страна в этом направлении. Допускаем, что сын будет учиться за границей. Но в мире так быстро всё меняется, что пока рано об этом говорить.
Проблемы шире
– В Перми был скандал по поводу случаев, когда учеников не пускали на уроки из-за внешнего вида. Как у вас с подростковыми проявлениями?
– В мае у сына волосы были выкрашены в белый цвет – последствие его увлечения аниме. То есть никакие вещи, привычные сегодня для детской и подростковой среды, не обходят нас стороной (корейская музыка, аниме, просмотр роликов на YouТube и т.д.). Это всё равно приходит к нам в жизнь, как и другие веяния моды. Я спокойно отношусь к переменам во внешнем виде ребёнка и к тому, как он выражает себя в одежде. Считаю, что это один из этапов взросления, самоидентификации, выделения себя в толпе, может быть, даже саморазрушения. Но всё это, на мой взгляд, естественные этапы, которые в дальнейшем приведут к личностному росту. И всё, что связано с внешним видом, никак не влияет на умственные способности ребёнка.
Думаю, несправедливо не допускать детей до уроков из-за нестандартных причёсок или одежды. Но считаю, что тут проблема намного шире. Всё кроется в неумении взрослых принимать чужую точку зрения, признавать свою неправоту. Если бы в скандале с розовыми волосами администрация гимназии не упиралась и извинилась, у этой истории, думаю, не было бы такого резонанса.
– При приёме в школу мальчиков и девочек должны быть разные требования к баллам?
– Исследования нейрохирургии, с которыми я знакома, действительно говорят о том, что в определённый период взросления мозг у мальчиков и девочек развивается по-разному. Убедились в этом на собственном опыте, когда сыну не давались некоторые математические знания, а спустя несколько месяцев он с лёгкостью всё освоил сам. Поэтому здравое зерно в таком отборе есть. Но считаю, что, устанавливая критерии приёма, мы теряем много одарённых детей, которые впоследствии не могут раскрыться. Все мы знаем истории гениев, которых в школьном возрасте считали необучаемыми и даже безнадёжными. Вспомним Эйнштейна.
Это общая проблема массового образования, где нельзя к каждому найти индивидуальный подход. Но бывают совершенно абсурдные случаи. В одной из пермских школ учится девочка балерина. Она показывает блестящие результаты. Но ей нельзя бегать, чтобы не потерять данные (не допустить выворота стопы и т.д.). И у неё, с её большим талантом в балете, каждый раз возникают огромные сложности со сдачей физкультуры.
Поэтому надо в целом говорить о справедливости системы образования. В Перми родителям иногда приходится занимать очереди, чтобы записать детей в воскресные школы (а это всё равно не даёт гарантии того, что ребёнка потом возьмут в первый класс в это образовательное учреждение). Я знаю родителей, которые с трёх часов ночи ждали начала записи в «воскреску» в одну из гимназий. Иногда доходит до абсурда – люди покупают квартиры поближе к статусным школам, чтобы их детей приняли туда по прописке. И всё равно не исключены случаи, когда берут «своих да наших».
Сберечь от дурного
– Семейное образование может оградить детей от наркотиков, алкоголя, других аналогичных опасностей?
– Мне, как и любому родителю, хотелось бы оградить сына от всего дурного. Семейное образование – не стопроцентная панацея от плохого влияния. Но воздействие негативной среды при нашей форме обучения меньше. Нет влияния толпы, когда «все пошли – и я пошёл».
Меня особенно волнует, что сегодня дети с психическими отклонениями (я говорю о тех, кто проявляет агрессию) учатся вместе с другими ребятами. Я не против инклюзивного образования, но не когда есть угроза для остальных. Мы сами столкнулись с этим, когда сын учился в школе. Случается, что дети нападают на одноклассников, прыгают на партах, даже засовывают учителям руки под одежду и т.д. Педагоги и администрация ничего не могут с этим сделать. Дети с психическими отклонениями имеют право на образование и их нельзя отстранить от занятий или исключить за такое поведение (только при согласии родителей). А для других ребят такие дети – это стресс и порой угроза безопасности. Семейное образование отгораживает от всего этого ребёнка.
Мой сын волен выбирать своё окружение в отличие от ребят, которые вынуждены учиться в классе. Когда же дети сами формируют круг общения, они ориентируются на те принципы, которые заложили в них родители. Поэтому тут всё зависит от ориентиров, которые им дадут взрослые.
– В школе этому не учат?
– Нет. Об этом я говорю в своей книге. Школа серьёзно хромает в вопросе социализации – передачи ценностей. Учителя всё больше вынуждены заниматься не детьми, а заполнением отчётов. Им некогда воспитывать детей, и они не обязаны это делать. В итоге зачастую передача ценностей (вопросы морали, уважения и т.д.) выпадает из жизни ребёнка. Этим не занимаются ни учителя, ни родители. А ведь именно это определяет многое в жизни.