С каждым годом леворуких детей становится всё больше. Почти в каждом классе или дошкольной группе есть пара-тройка ребят-левшей. Чем они отличаются от сверстников? В чём особенность воспитания таких детей? И нужно ли их переучивать?
В советское время их преследовали, били по рукам, доводили до стресса и неврозов. А теперь они отмечают свой профессиональный праздник. 13 августа –всемирный день левши. К слову, у праворуких такого праздника нет.
Постепенно жизнь становится левосторонней. Для левшей изготавливают специальные товары: от ручек для письма до ножниц и кухонных ножей. Леворукость теперь защищена на самом высшем- государственном уровне. Ни родители, ни педагоги не должны переучивать детей писать правой рукой. Для леворуких учеников даже снизили требования к каллиграфии. В преддверии праздника корреспондент «АиФ-Прикамье» пообщался с воспитателями, учителями и психологами, которые рассказали о том, чем дети-левши отличаются от правшей. Правда ли, что они особенные?
Буйство фантазии и фокус-покус
Воспитатели детского сада признаются, что деток-левшей видно сразу.
Её коллега, воспитатель 1 квалификационной категории, почётный работник общего образования Наталья Добрякова считает, что дети-левши – более раскованные.
«Они более смелые и раскрепощённые. Дети-левши вообще своеобразные, себе на уме, нестандартные. Могут и «фокус» какой-нибудь выкинуть. Это всё от того, что у них богатое воображение», – добавляет Наталья Добрякова.
Физики или лирики?
Психолог Ольга Норина поясняет: леворукость – результат устройства мозга. У каждого полушария головного мозга своя роль. Так левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует логическим, аналитическим, абстрактным мышлением и отвечает за правую сторону тела: принимает информацию от правого глаза, уха, правой руки, ноги. Правое же полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, восприятие искусства, воображение и обслуживает левую сторону тела.
Эти особенности проявляются и в процессе обучения. Левша может блистать на уроках литературы, а вот на математике и черчении откровенно скучать, с нетерпением ожидая звонка на перемену. Поэтому, чтобы у ребёнка не было «завала» по этим предметам, на них нужно сделать упор.
Педагоги советуют родителям левшей заниматься с детьми проектной и исследовательской деятельностью.
«Это благодатное поле для проявления заложенного в детях творческого потенциала», - считает Альфира Мусина.
Как подготовить левшу к школе?
Чаще всего определить, какая рука у ребёнка ведущая, можно только к 4-5 годам. Психологи предостерегают родителей от желания переучить ребёнка владеть другой рукой.
«Это насилие. Следует понимать, что, заставив ребёнка писать правой рукой, мы не в силах изменить ведущее полушарие. Хоть заперекладывай ручку, правшой от этого ребёнок не станет», - убеждает педагог-психолог Юлия Каримова.
Левша и музыкальный инструмент
В отличие от общеобразовательной школы, в музыке левшам всё-таки придётся переучиваться.
«В среде музыкантов много левшей (как и в других профессиях). В основном все играют в том же положении, что и правши. Конечно, есть исключения, когда педагоги в раннем детстве подстроились под ребёнка, и теперь во взрослом возрасте исполнители играют, держа инструмент в другом направлении. Я знаю, как минимум, двоих таких музыкантов: очень талантливого гитариста и весьма посредственного скрипача. Минус такого положения в том, что методика обучения на инструменте не предусматривает таких физиологических особенностей, поэтому результаты гораздо лучше, если ребенка всё-таки научат держать инструмент и смычок в той руке, в какой это принято. Обучение на инструменте - процесс долгий, многолетний, требующий выработать привычку, как у правшей, так и у левшей. Также знаю талантливого виртуозного виолончелиста, преподающего в Гнесинке, который по природе левша, но прекрасно играет (в стандартном положении) на таком сложном инструменте, как виолончель».
Не с той ноги
«АиФ-Прикамье» спросил, как живётся левшам?
Бухгалтер Надежда Красич:
Эколог Виолетта Коюшева: