Поколение альфа. Почему дети интересуются политикой и не могут без гаджетов

Лучший учитель Перми - 2017 учит школьников рассуждать, аргументировать и анализировать. © / Мария Мехоношина / Из личного архива

Накануне Дня знаний корреспондент «АиФ-Прикамье» встретился с лучшим пермским учителем 2017 года Марией Мехоношиной.

   
   

Она преподаёт историю и обществознание в школе № 22. Разговор шёл о современных детях, которые с пелёнок постигают сенсорный мир, учительских зарплатах и о том, не пора ли отменять ЕГЭ.

Школа - сфера услуг?

Алёна Овчинникова, «АиФ-Прикамье»: Как вы пришли в педагогику? Кто зажёг, стал примером?

Мария Мехоношина: Сначала думала, что буду заниматься туризмом. Во время учёбы в университете работала в турфирме, проводила экскурсии и разрабатывала новые маршруты. На пятом курсе прошла педагогическую практику. Мне понравилось работать с детьми: чувствовать отдачу, видеть их горящие глаза. Решила: почему бы и нет? Поступила в магистратуру Московского педуниверситета и начала работать в школе в Москве. Поняла, что не ошиблась.

- Раньше учитель был самым уважаемым человеком, а сейчас в школах царит вседозволенность. Бывает, дети срывают уроки, могут откровенно нагрубить. Как поднять ценность педагогического труда?

- Я в педагогике пять лет и считаю, что всё зависит от самого учителя. Важно преподнести себя так, чтобы детская агрессия была минимальной. Нужно наладить контакт с ребятами, уважительно к ним относиться. Чаще всего с детьми я разговариваю на «вы», а если перехожу на «ты», то они знают, что сержусь. В последние годы считается, что школа - это сфера услуг, поэтому мы, учителя, не обязаны любить детей и должны терпеть от них всё. К счастью, сейчас это уходит на второй план. Возникающие вопросы удаётся решать, если находишься в постоянном контакте не только с детьми, но и с родителями.

- У современного учителя хватает времени, чтобы сесть и просто поговорить с ребёнком? Ведь многие берут полторы-две ставки, чтобы зарплата была достойной. Вдобавок много бумажных отчётов плюс электронные журналы, проверка тетрадей, подготовка к урокам, педсоветы.

   
   

- Время - это тот ресурс, который сложно восполнить. Оно проходит молниеносно. Согласна, что занятость у учителей немалая, однако с опытом сокращается время подготовки к урокам. Отчёты - тоже реальность, с которой мы уже смирились. Но большая часть отчётов помогает нам свой труд систематизировать. В нашей школе, к примеру, мы уже год живём без бумажных журналов, поэтому дублировать информацию по отметкам и домашнему заданию не приходится. А встретиться и поговорить мои ребята часто приходят после уроков. Иногда они помогают мне и параллельно мы разговариваем.

Нужно ли бороться с гаджетами?

- Нередко в Сети появляются ролики, снятые школьниками прямо на уроках. Порой педагоги в них выглядят в неприглядном свете. Вы боретесь с гаджетами или смирились с их существованием?

- Помню гору из телефонов, которые я забирала у детей, когда только начинала работать в школе. Потом поняла: гаджеты - это та реальность, с которой нужно смириться. С 2010 г. у нас растёт поколение «альфа»: дети, которые с пелёнок привыкли к сенсорному миру, и полностью исключить телефоны из их жизни мы уже не сможем. Знаю, что некоторые учителя ставят на столах специальные ящички, куда после звонка на урок дети складывают гаджеты. Но это не всегда работает. Если учитель не захватил их, они начнут отвлекаться по-другому. На своих уроках я стараюсь сделать так, чтобы телефон помогал нам: разрешаю нагуглить необходимую информацию. К примеру, найти текст Конституции. Если же дети тянутся к телефону, чтобы поиграть, значит, педагог недодаёт того, что должен. В соревновании со Всемирной паутиной мы, педагоги, конечно же, проигрываем, но ведь мы учим детей совсем другому: взаимодействию и обратной связи. Научить дискуссии, публичному выступлению, высказыванию собственной точки зрения телефон не может.

- Что скажете детям 1 сентября? Насколько вы с ними откровенны?

- Откровенно разговаривать нужно с любым ребёнком. Однако вываливать на него все свои переживания и жаловаться не нужно. Надо поделиться важным. 1 сентября на классном часе мы обсудим организационные моменты, а потом устроим праздник: 12 детей из нашего класса отметили летом дни рождения.

- Участвуют ли ваши дети в акции «Цветы жизни», в которой родителям предложили заменить букеты преподавателям суммой на благотворительность? Не обидно будет 1 сентября идти домой с пустыми руками?

- Решение по акции принимают родители. Они уже открыли копилку для нашего класса. Все вместе мы сделаем доброе дело для тех, кому это действительно нужно. Однако я уверена, что совсем без цветов 1 сентября домой не уйду, так как родители у меня очень внимательные.

Нищих учителей сейчас нет

- Что нужно сделать в семье, чтобы мотивировать ребёнка на учёбу?

- Важно каждый день разговаривать с ним, чтобы чувствовать его, понимать, что ему интересно, чего он хочет, кем он себя видит. Можно приводить примеры из своей жизни, помогая пережить непростой подростковый период.

- Есть мнение, что ЕГЭ выключает мозги и отбивает желание учиться и развиваться. Так ли это?

- Не считаю, что ЕГЭ и ОГЭ - плохая форма сдачи экзаменов. Она не идеальна. Что касается моего предмета (истории и обществознания), тут нужно не просто заучивать даты, термины, имена. Большая часть заданий - это умение писать, рассуждать, аргументировать и анализировать. Мне лично не хватает в сегодняшних экзаменах устной части. Улучшать ЕГЭ можно, но отказываться от него пока не нужно. Нет альтернативы.

- Насколько сейчас дети проявляют интерес к тому, что происходит в стране?

- Современным школьникам очень интересна политика. Если в стране происходят выборы, мне приходится делать отступления в учебном материале и обязательно посвящать урок этому событию. Дети всегда в теме, они внимательно следят за тем, что произошло и кто что сказал по этому поводу. А дальше они высказывают на уроке свои мнения, так как им важно высказаться вслух о том, что они думают.

- Адекватны ли затраченному труду учительские зарплаты?

- Конечно, всегда хочется большего и всегда в школе будут учителя, недовольные уровнем зарплат. Однако мысли эти разрушительные. Я могу резко в таком случае ответить: не нравится – не работайте! Работа, которая нравится, и работа высокооплачиваемая совпадают не всегда. И здесь самому педагогу важно расставить приоритеты. На самые основные потребности учительской зарплаты хватает. У меня остаётся даже на путешествия.

- Куда после победы в конкурсе «Лучший учитель года» вы потратили свои полмиллиона рублей?

- На ипотеку. Я их даже в руках не подержала, а просто перевела со счёта на счёт. Правда, немного оставила на отпуск и очередное путешествие.

ДОСЬЕ
Мария Механошина, родилась 26 сентября 1989 году. в селе Юсьва Пермской обл. В 2007 году поступила на историко-политологический факультет ПГУ. В 2012-2014 гг. училась в магистратуре Московского педагогического госуниверситета и работала учителем истории и обществознания в московской школе № 141. В 2014 году пришла на работу в пермскую школу № 94. В 2015 году перешла в школу № 22.