Нужно ли переделывать автомат Калашникова, если он и так, как есть, стреляет качественно, то есть в любых условиях безотказно? Бессмысленность этого вопроса очевидна всем, если кому-то вдруг не захочется под личиной «благих намерений» открыто покуситься на государственный бюджет. Поэтому полюбившуюся всем стрелковую технику повсеместно на планете принято тиражировать до последнего винтика, достигая конечный эффект минимальной на то ценой.
Однако, система образования в России, несмотря на очевидные и достаточно внушительные преимущества перед той же американской, непрерывно находится в состоянии реформистских деформаций. А апофеозом административного зуда должен стать федеральный стандарт среднего (полного) общего образования.
Так стоит ли, в самом деле, ломать копья, вымучивая нечто новое, если старое и без того – куда как хорошо и действует во времени безотказно? На этот редакционный вопрос высказывает свое мнение пермский изобретатель, инженер-механик Виктор Гилин.
Чтобы ответить на этот сакраментальный вопрос, неплохо бы посмотреть на наших выпускников вузов на фоне их сверстников, окончивших соответствующие учебные заведения у себя на родине. И тут, как правило, наши специалисты, практически ни в чем не уступают иностранным. Более того, наши будущие инженеры, окончившие всего три (!) начальных университетских курса, по наблюдения непредвзятых наблюдателей, зачастую воспринимаются местным технократическим миром в качестве дипломированных специалистов! Во всяком случае пермские студенты-нефтехимики не раз оказывали на зарубежных специалистов именно такое профессиональное впечатление. И, надо полагать, основой всему всякий раз являлась наипрочнейшая из известных база знаний, полученная учащимися в системе среднего общего образования. Видимо, это действительно так, потому как массово поднакачать фундаментальными знаниями человека в стенах вуза за столь короткий промежуток времени – задача едва ли выполнимая.
С другой стороны, ни для кого не секрет, в своей профессиональной массе российский инженер с треском проигрывает в интеллектуальной битве западному. За обладание высокими технологиями. Даже там, где проекты финансируются напрямую из госбюджета, мы все меньше и меньше наблюдаем всплески человеческой мысли, априори достойной всеобщего восхищения. Возникает парадоксальное явление: знания есть, хоть отбавляй, практических же результатов как не было, так их и нет. Поэтому все самое передовое предпочитаем закупать в готовом виде, поменяв при этом добытые ископаемые углеводороды на доллары.
В сущности, именно на этот негатив не устает обращать общественное внимание первое лицо в государстве, а вслед за ним и многочисленная рать чиновников всех уровней. А воз, как говорится, и ныне там. С коммунистических еще времен…
Между тем, еще основоположник марксизма, на примере с обыденным зернышком и сопутствующе - благоприятными условиями для его произрастания, всем нам, ныне неразумным, давно и объяснил: культивировать в надежде достижения успехов следует не только знания, но и саму среду их применения! И если с первым у нас все остается относительно безоблачно, то со вторым – полный мрак.
Конечно безоблачная относительность в образовании – это большая натяжка на действительность. По причине повального безденежья, образование в стране последовательно деградирует.
Что касается прикладных сфер в инженерии, то перед ней государством теперь установлен алтарь, имя которому академическая наука. На нее всем и велено молиться. Денно и нощно, хотя видимого проку от нее – что от козла молока. Которое десятилетие к ряду от нее не исходит вразумительных технологических аргументов и, похоже пока не предвидится. Что касается денег на продвижение смелых идей, у тех, кто находится за стенами академии, то тут, извините, граждане инженеры, у государства для вас их нет и пока, увы, также не предвидится. Что касается бизнеса, точнее его обладателей, а именно тех, что умело и по полной его «окучивают», то тут, при наличии лишней копейки, все вкладывается в «развитие» зарубежной недвижимости, в приобретение предметов роскоши в виде фешенебельных яхт, и даже престижных спортивных клубов. А уж при малейшем дуновении экономического ветерка в лицо России, в особенности. Те же, кто еще сохраняет верность своей исторической Родине, предпочитают вкладывать деньги, не мудрствуя лукаво, в проверенные временем дела, например, в усовершенствование техники освоения природных ресурсов.
В таком случае, спрашивается, для расцвета экономики страны нам действительно нужна коренная ломка образования в угоду зарубежной моде или у нас есть куда с умом и реальной пользой вложить бюджетные деньги? Помимо, разумеется, нещадно критикуемого всеми федерального стандарта среднего образования?
Вопросы, от которых нам никуда сейчас не уйти, потому как на кону в корпоративной игре чиновников с обществом оказался слишком значимый продукт уже многовековой, то есть не одного уже поколения, наработки. И эта игра никогда бы не состоялась, если бы в дело не включились еще и горе-ученые, от все тех же таинственных всем академий, на которые со временем, вероятнее всего, придется молиться далеко не одним лишь инженерам. И об этом следует помнить всем и каждому. Потому как свет знаний может быть со временем окончательно застлан тьмой. От не в меру ретивых до реконструкций ученых.
Смотрите также:
- Даром преподаватели. Почему молодёжь не хочет учиться? →
- Несколько советов абитуриенту →
- Руки прочь от ЕГЭ! →