Любовь к науке. Воспитанная неграмотной бабушкой сирота стала учёным

Мария Котюрова считает, что в науке важен интерес. © / Мария Котюрова / Из личного архива

«Учите Маню», - наказывала, умирая, её мама своим родителям. Неграмотной бабушке, перенёсшей, как говорили в деревне, «паларич», и дедушке – деревенскому мельнику и мастеру плести лапти.

   
   

Она не просто выучилась – стала известным лингвистом-русистом, одним из лидеров научного направления «Функциональная стилистика» в России и за рубежом. В конце апреля в ПГНИУ прошла Международная научная конференция «Функциональная стилистика в контексте современного гуманитарного знания», посвящённая 80-летию профессора Марии Котюровой. Сегодня она – гость редакции «АиФ-Прикамье».

Первое сочинение

Вера Шуваева: Мария Павловна, все мы родом из детства. Ваш интерес к языку тоже оттуда?

Мария Котюрова: Скорее всего. До сих пор помню первое своё сочинение. Наша соседка Дмитриевна получила письмо от сына из армии. И, поскольку грамотой не владела, попросила меня, первоклассницу, написать Феде ответ. Как я старалась не упустить из жизни Дмитриевны ничего! Писала: «Федюшка, я живу хорошо. Накопали 15 вёдер картошек. Сосед Матвей напилил дрова. Мы с Лёнькой баско их сложили. Лёнька любит прокислую похлёбку, говорит, даже сметаны не надо. За нас не переживай. Жду тебя, сынок». Соседка меня хвалила, а я решила: во втором-то классе ещё лучше напишу.

- Что случилось, что в семь лет вы остались без родителей?

- Отец погиб в 1942-м под Ленинградом. Мама умерла в феврале 1947-го от туберкулёза. И нас с братом Ваней (ему было всего две недели, когда отец ушёл на фронт) воспитывали бабушка с дедушкой. Из военного времени остался в памяти такой эпизод: сидим на печке, мама с бабушкой что-то говорят о папе. На их слова, что вот отправили на войну, а писем нет, я живёхонько откликаюсь: «Надо было на Липовую гору уйти!» На эту гору нам, детям, ходить запрещалось. И мне казалось, что если бы папа туда ушёл, то на войну его не забрали бы.

Потом получили похоронку, но ещё долго ждали, что он вернётся. Я уже в шестом классе училась и продолжала ждать: у кого-то же отцы возвращаются – из плена, ещё откуда-то, - и наш папа придёт! Стоило вдруг показаться далеко на горе солдату, как и подростки, и малышня неслись туда со всех ног. Однажды Ваня так бежал, что запнулся, упал, и у него остался сломанный палец на ноге на всю жизнь.

   
   

Отказ от пирожного

- Что в той непростой ситуации помогло вам принять решение поступать в университет?

- Моим начальным университетом были старшие подружки - сёстры Тоня и Нина с красивой фамилией Черёмухины. Вместе мы не только пололи грядки, но и ходили за семь километров в библиотеку за книгами, устраивали громкие читки. Любили просто разговаривать на полянке, но разговоры те всегда были на жизненно важные темы: о красоте, доброте, честности.

Именно Нина пробудила во мне мысль о возможности учиться на стипендию. Поступить в университет, наверное, можно, думала я, но как жить без денег?! А она всё рассчитала: 9 рублей – за общежитие, 3 копейки – на трамвай, 17 копеек – на завтрак, 25 или 30 – на обед, да ещё 2 рубля на театр останется! От её слов дух захватывало, и я шагнула в сказочную мечту.

- Вся ваша профессиональная жизнь связана со стилистикой научного текста. Такой устойчивый интерес к одному объекту исследования – чем вы его объясняете?

- Вы произнесли ключевое слово - интерес. Интерес - это вообще главное в жизни. Не могу не сослаться тут на профессора Ракитова, занимавшегося вопросами исторического познания. Он рассматривал интерес как особое понятие – настолько важно оно для человека и тем более для учёного. Как ты будешь думать о чём-то, если тебе это неинтересно?!

Хотя поначалу, когда мой научный руководитель Маргарита Николаевна Кожина предложила мне писать дипломную работу по научному стилю, я очень долго не могла заставить себя даже приступить к ней. Ведь все курсовые до этого писала по художественной речи, которая сама по себе, можно сказать, роскошь, пирожное.

- А как появился интерес к речи научной?

- Считаю, что Господь наградил меня за моё смирение. Я сделала непростой выбор, написала-таки диплом по предложенной теме. 104 страницы печатного текста. Практически про любовь. (Улыбается.) Потому что уже в ходе этой работы увидела перспективу. Поняла, чем могу и, главное, хочу заниматься дальше. Проблематика научного текста неисчерпаема.

Бал правит чиновник

- Почему, на ваш взгляд, у сегодняшних молодых роман с наукой складывается нечасто?

- Да, почти не встречаю, к сожалению, таких молодых, кто был бы погружён в научную работу. Деньги нынче управляют всем. И вообще слишком много сейчас несуразицы. Всегда говорила первокурсникам, что филологическое образование рафинирует личность, очищает от обыденного, а сегодня гуманитарное знание просто обесценивается. Повсюду идёт объединение гуманитарных кафедр, сокращение ставок. Новые предметы множатся как грибы, а важные, фундаментальные, исчезают. Всё потому, что бал в стране правят чиновники, у которых ни души, ни интереса к науке нет.

- На конференции в университете, посвящённой вашему юбилею, наверняка были не только интересные доклады, но и важные для вас встречи, тёплое общение?

- Конечно. Коллеги и гости создали такой мой образ, что в ответном слове я вынуждена была пошутить: «И в 80 лет есть куда стремиться!» А если серьёзно, то цель своего выступления на конференции я видела в возможности рассказать о пермской стилистической школе профессора Кожиной. Рассказать о нашей кафедре, показать коллектив как целостность.

- Какой главный урок вы получили в этой школе?

- Урок самоотверженного служения науке. Я могла прийти к Маргарите Николаевне без звонка и прямо с порога начать говорить о своих научных страданиях. Так важно было услышать её неповторимое: «Это интересно!»

ДОСЬЕ
Мария КОТЮРОВА. Родилась в 1939 году в д. Нижний Чёкур Осинского района. Окончила Осинское педучилище (1957 г.) и филфак ПГУ (1965 г.). Доктор филологических наук. С 1993 по 2006 г. заведовала кафедрой русского языка и стилистики ПГНИУ, сейчас – профессор этой кафедры.