В Пермском политехе в учебный процесс интегрировали робота-манипулятора. Станислав, так его зовут, помогает ребятам выполнять научно-исследовательские работы. С его помощью студенты учатся программировать настоящих роботов.
Без работы не останутся
Алексею 20 лет. Он учится на третьем курсе бакалавриата и уже участвовал в разработке нескольких интересных тем – создавал робота повышенной проходимости, занимался разработкой системы подсчёта ударов спортсменами на соревнованиях по тхэквондо, работал над темой интеллектуального доступа в помещение. Он признается, что любит браться за новые направления и получать результат. Благо, тем, в которых может проявить себя современный исследователь, – множество.
«Наиболее актуальные направления робототехники сейчас – проблемы в сфере анализа текста, машинного обучения и технического зрения. Например, разработчики решают интересные вопросы: как понять смысл текста, как машине выяснить своё местоположение в пространстве конкретной комнаты и осознать глубину и объём предмета».
Стремительное развитие робототехники и возможность замещения роботами людей на их рабочих местах Алексея не пугает.
«Не думаю, что такая проблема когда-либо возникнет, ибо всех роботов нужно обслуживать, писать для них новое программное обеспечение и т.д. Так что люди не потеряют работу, а приобретут новую и более интересную», – уверен студент.
Готов выйти в тираж
Что касается Станислава, то в буквальном смысле он помогает создавать профессии нового формата – обучает программистов нового поколения. Возможно, в ближайшем будущем такие роботы появятся во многих школах и университетах. Ведь цена в данном случае – не проблема. Себестоимость Станислава – 40 тыс. руб. Сделан он из достаточно недорогих материалов – алюминия и пластика. Пластиковые детали робота печатают на 3D-принтере, что это значительно ускоряет процесс его создания. Несмотря на то, что Станислав – лишь модель серьёзного и дорогого промышленного робота, он способен поднимать вес до одного килограмма.
Сегодняшний робот – это уже третья модель робота-манипулятора. Первая версия его, созданная студентами Пермского политеха и участниками технопарка «Кванториум Фотоника», стала лауреатом юношеского инженерного конкурса «Оптимальный захват». Две первые версии Станислава остались в «Кванториуме». Дети на этой модели учатся программировать роботов, получают ценные инженерные навыки. А усовершенствованный Станислав нашёл себе «работу» на кафедре Информационных технологий и автоматизированных систем Пермского политеха. Он стал надёжным помощником будущих студентов-машиностроителей.
Наличие такого робота в вузе, кружке робототехники, маленькой лаборатории или технической школе решает многие проблемы, считают разработчики.
«У будущих машиностроителей не всегда есть возможность обучаться управлению промышленными манипуляторами. Во время практики на предприятиях ученики работают с дорогостоящим оборудованием и не имеют доступа к его программному обеспечению. Стоимость ремонта и обслуживания таких роботов тоже высока. И для выполнения более «творческих» задач такое оборудование не всегда подходит. А более дешёвые аналоги не отличаются высоким качеством и быстро ломаются», – рассказывает Алексей Духанин.
Его научный руководитель, доцент кафедры информационных технологий и автоматизированных систем электротехнического факультета Пермского политеха, кандидат технических наук Даниил Курушин, считает, что робота можно смело внедрять в образовательный процесс. Форму его при этом можно приспособить к потребностям учебного заведения.
«Срок изготовления одного робота – до двух недель. Его можно реализовать в виде настольного оборудования, оснастить передвижной подставкой или самодвижущейся платформой. Это позволит расширить сферу изучения образовательных программ», – говорит Даниил Курушин.
Пока идёт поиск инвесторов и заказчиков, разработчики задумались о создании четвёртой версии Станислава – из металла. И в три раза больше его предшественника.