Против ожогов и ран. В Пермском политехе разработали заживляющую мазь

Профессор Лариса Волкова уже много лет занимается разработкой новых препаратов и усовершенствованием существующих © / Ирина Вервильская / АиФ

Царапины, порезы и ожоги – это неизменные спутники повседневной жизни человека. Избежать их сложно. Зато можно ускорить процесс заживления. Как это сделать, придумали пермские учёные: доктор медицинских наук, профессор кафедры «Охрана окружающей среды» ПНИПУ Лариса Волкова и магистрант вуза Татьяна Аблина. Они разработали рецепт мази с альбумином (белком крови), которая способствует восстановлению тканей и обладает антибактериальным эффектом. Подробнее об этом – в материале сайта perm.aif.ru из серии материалов проекта «Наука открывать».

   
   

Не упускать свой шанс

Профессор Лариса Волкова уже много лет занимается разработкой новых препаратов и усовершенствованием существующих. Желание помогать людям появилось ещё в детстве. В школьные годы Лариса мечтала стать врачом. Была на «ты» с математикой, физикой и химией. После окончания школы решила поступать в Пермский мединститут на санитарно-гигиенический факультет по специальности врач-гигиенист, эпидемиолог.

«В нашей семье много физиков и математиков. И я могла быть в их числе, но мне хотелось иметь осязаемый, материальный результат своей работы, а не только теоретический, – рассказывает Лариса Волкова. – Становиться учёным я не собиралась, думала, что после окончания вуза стану врачом-лаборантом».

После мединститута девушка устроилась в Пермский научно-исследовательский институт вакцин и сывороток (с 1988 года входит в НПО «Биомед») микробиологом отделения интерферона. Руководитель – Федор Патрушев – с первых дней разглядел в молодом специалисте задатки учёного. Он посоветовал Ларисе Волковой поступить в аспирантуру и даже помог с поиском научного руководителя. Им стал глава «Биомеда» Вениамин Петров.

«Сколько себя помню, всегда занималась какими-то изысканиями – начиная со школьной поры. На торжественном вручении дипломов в мединституте ректор Евгений Вагнер вручил мне именной фонендоскоп за участие в научно-исследовательских работах. Это было здорово. Каждому даётся шанс. Кто-то им пользуется, а кто-то считает, что он выпадет снова. Но увы, этого, как правило, не происходит. Я отношусь к категории тех, кто старается не упустить свой шанс», – рассказывает Лариса Волкова.

Как раз тогда открылся набор аспирантов в НИИ эпидемиологии и микробиологии им. Н. Ф. Гамалеи (Москва), где трудился один из основоположников производства интерферона – профессор Владимир Кузнецов. Лариса стала одновременно аспирантом и столичного научно-исследовательского института и пермского.

«В Москве я познакомилась со многими учёными, – вспоминает Лариса Волкова. – В рамках диссертации совместно с Вениамином Петровым разработала лекарственную форму свечей с природным интерфероном. Предприятие даже выпускало их некоторое время».

«Каждому даётся шанс. Кто-то им пользуется, а кто-то считает, что он выпадет снова. Но увы, этого, как правило, не происходит. Я отношусь к категории тех, кто старается не упустить свой шанс».
   
   

Лариса Волкова признаётся, что у неё было очень много идей. Некоторые из них поначалу казались абсурдными, но в результате оправдали себя.

«Очень горжусь, что мы впервые в мире разработали подъязычную таблетку с интерфероном. В то время он выпускался в форме свечей и мази. Подъязычная таблетка обеспечивала более быстрое всасывание и усиленный эффект», – говорит Лариса Волкова.

Таблетка прошла клинические испытания в Кирове и Перми. Но затем произошла смена собственника предприятия и до выпуска препарата не дошло. В 2004 году женщина защитила докторскую диссертацию, а потом решила устроиться в политехнический институт.

«Я пришла к проректору Анатолию Ташкинову и сказала: “Вам случайно не нужен такой специалист, как я?” С тех пор я работаю в политехе по совместительству», – говорит учёный.

Новые изобретения

Лариса Волкова стоит у истоков сразу нескольких разработок, запатентованных Пермским политехом. В их числе – антибиотик на основе компонентов человеческой крови.

«Если говорить очень простыми словами, то с помощью ультразвука и других методов мы извлекаем из донорских лейкоцитов биологически-активные вещества, очищаем их, концентрируем и получаем ЛПК – лейкоцитарный пептидный комплекс. Он обладает антибактериальным эффектом, не вызывает аллергию и привыкание. В планах создать на основе этой субстанции препарат с уникальной лекарственной формой», – сообщила Лариса Волкова.

Также в политехе разрабатывают продукты питания на основе растительного сырья для профилактики и лечения сахарного диабета. 

«Это очень актуально, потому что количество больных растёт. Заболевание активизировалось во время пандемии. У 25-30% перенёсших коронавирус в тяжёлой форме людей выявили преддиабет или диабет. Один из наших молодых учёных получил из лопуха большого ферментированное вещество, которое, судя по результатам испытаний на животных, обладает гипогликемической активностью. Мы обогащаем этой субстанцией сыры и кисломолочные продукты. Такая пища может помочь диабетикам исключить вечерний приём препарата», – говорит Лариса Волкова.

Хотели помочь студенту

Однажды Ларисе Волковой позвонил студент, ошпаривший руку кипятком, и спросил, как быстрее вылечить ожог.  

«Заживляющие свойства альбумина известны очень давно. Но лекарственной формы как таковой нет. Он выпускается в виде 50-процентного раствора. Во всех клинических случаях альбумин вводят внутривенно. Но он подходит и для наружного применения, поскольку молекулы у него небольшие – всего 50 тысяч дальтонов. Альбумин хорошо проникает в кровеносное русло и оказывает репаративное (восстанавливающее) действие. Правда, стоит очень дорого – 3-5 тысяч рублей за 100 мл. Я посоветовала студенту делать повязки с этим препаратом. Ожог быстро прошёл. Тогда и появилась идея создать мазь с альбумином, которая не была бы такой дорогой», – рассказывает Лариса Волкова.

Мазь с альбумином, разработанная в Пермском политехе. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

От ожогов есть специальные гели. Но они быстро впитываются. А медицинский клей только закрывает рану. Разработанная учёными ПНИПУ мазь благодаря своему составу питает кожу и долго остается на её поверхности, устраняя травму. 

Входящий в состав цитрат серебра помогает достичь антимикробных свойств. Глицерин позволяет удерживать необходимое количество влаги, а карбонат калия обеспечивает лёгкость при нанесении мази за счёт образования пенистой структуры. Впереди доклинические испытания.

Привлечь к науке

По словам Ларисы Волковой, сейчас остро ощущается нехватка аспирантов. После окончания университета молодые специалисты спешат найти прибыльную работу. Ведь в случае с научной деятельностью нужно какое-то время ждать, чтобы был результат.

«Все хотят быстро заработать и упускают свой шанс. При этом нужно сказать, что Пермский политех оснащает лаборатории необходимым оборудованием, делает очень много для аспирантов. Есть программа «Аспирантура полного дня», когда стипендия складывается из двух составляющих. Это государственная стипендия аспиранта и дополнительная (30 тысяч рублей в месяц за счёт средств программы «Приоритет -2030). Кроме того, молодой учёный трудоустраивается на кафедре», – говорит учёный.

Лариса Волкова мечтает вырастить в университете группу учёных, которые были бы биотехнологами и имели степени технических или биологических наук в области технологий или нанотехнологий. Фото: АиФ/ Ирина Вервильская

Также аспиранты могут претендовать на солидные гранты Российского научного фонда (до двух миллионов рублей) при соблюдении ряда условий.

«Я мечтаю вырастить в университете группу учёных, которые были бы биотехнологами и имели степени технических или биологических наук в области технологий или нанотехнологий, чтобы в перспективе у нас был свой Диссертационный совет, – делится планами Лариса Волкова. Хочу обратиться к ребятам с просьбой не упускать свой шанс. Заниматься наукой интересно! Это возможность оставить свой след в истории».  

Проект «Наука открывать» получил поддержку Института развития интернета (АНО «ИРИ»).