Роботы-официанты, бионическое сердце, лазерные мечи и голограммы – это уже не часть фантастических сюжетов, а реальность, созданная человеком.
Как люди становятся учёными? Рассказываем девять историй о том, что привело молодых изобретателей в науку.
Мудрые проводники
Познавая мир, дети задают тысячи вопросов: как это устроено? почему? а что будет, если…? Поиск ответов на такие вопросы может стать первым шагом на пути к науке. Именно так было у аспиранта двух кафедр физического факультета Пермского госуниверситета (ПГНИУ) Валерия Кожевникова.
Параллельно с учёбой Валерий работает инженером по фотонике и оптоэлектронике компании INNFOCUS в Перми, является научным сотрудником в лаборатории интегральной фотоники ПГНИУ и завершает работу по теме «Разработка технологии формирования клеевой микролинзы для ввода излучения в интегрально-оптического устройство», на развитие которой получил грант конкурса «УМНИК-2019».
Одной любознательности может быть недостаточно, чтобы из ребёнка вырос учёный. Важно, чтобы рядом оказался тот, кто сможет направить начинающего исследователя. Такими проводниками в науку могут стать как родители, так и школьные учителя. Второкурсник биологического факультета ПГНИУ Кирилл Хрущёв рассказал, что долгое время мечтал стать учёным, но не знал, как попасть в сферу.
После школы юноша продолжил работу со своим научным руководителем на биологическом факультете ПГНИУ. Первая же работа по экологии Кирилла Хрущёва была опубликована в Вестнике Пермского федерального исследовательского центра УрО РАН. Сейчас Кирилл изучает иммунологию в Институте экологии и генетики микроорганизмов УрО РАН. При помощи доктора биологических наук Евгении Сайдаковой участвует в крупном научном исследовании, связанном с ВИЧ-инфекцией.
Нет скуке!
Наука, как творчество или спорт, может стать способом занять свободное время. Выпускник по направлению «бурение нефтяных скважин» Пермского политеха (ПНИПУ) Вадим Дерендяев решил заняться исследовательской деятельностью, «чтобы не бездельничать».
Научные труды Вадима посвящены нефтегазовому делу, а конкретно – ремонтно-изоляционным работам. Исследовательскую деятельность по технической специальности молодой человек совмещает с учёбой в магистратуре на гуманитарном направлении «экономика фирмы».
Студентка четвёртого курса педиатрического факультета Пермского государственного медуниверситета Анастасия Горнова пришла в науку, так как считает, что эта сфера неразрывно связана с творчеством.
В этом году девушка поступила на первый курс экономического факультета ПГНИУ, но продолжает учёбу в медуниверситете. Недавно Анастасия получила грант Фонда содействия инновациям на разработку приложения для мониторинга здоровья детей и сейчас собирает команду для воплощения проекта в жизнь.
«Учёба занимает больше трети моей жизни, – признаётся девушка. – Я очень люблю учиться, поэтому, поступив в университет, решила проверить себя в сфере науки. Теперь не сомневаюсь, где именно моё место».
Сегодня студентка создаёт программно-аппаратный комплекс распознавания поведения лабораторного животного, который возможно применять в фундаментальных и доклинических исследованиях для выявления эффективности транквилизаторов.
В отличие от предыдущих героев студент четвёртого курса специальности «фармация» Лери Шавлидзе «втянулся в науку» уже в конце второго курса университета.
Теперь Лери не только сам изучает интересную ему область науки, но и в качестве руководителя учебно-научного направления химического факультета ПГНИУ привлекает к исследовательской работе других студентов. В будущем студент-химик хочет стать провизором-аналитиком.
Дело случая
Далеко не все целенаправленно идут к построению научной карьеры. Кого-то в сферу затягивает случайное стечение обстоятельств. Например, рядовое учебное задание может вылиться в интересный научный проект. Так случилось с третьекурсницей электротехнического факультета ПНИПУ Анной Филатовой, которая с командой однокурсников создаёт программу для прогнозирования свойств конструкций и поведения судов.
«Интерес к науке был всегда. Но в большей мере он проявился лишь в университете, где простая помощь сотрудникам кафедры потихоньку стала втягивать в науку», – говорит Иван.
Студент пятого курса направления «фармация» в ПГНИУ Илья Коваленко создаёт доступный протез руки. Он признался, что даже не планировал заниматься наукой.