От результатов экзаменов зависит, поступит ли ребёнок в желанный вуз, пройдёт ли на бюджетное место, станет ли тем, кем мечтал. Поэтому выпускники и их родители всегда так сильно переживают перед экзаменами.
Как перестать переживать из-за ЕГЭ?
Вопрос, как не волноваться из-за экзаменов, мучает почти всех старшеклассников.
«Совсем перестать переживать не получится, но постепенно можно научиться бороться с тревогой. Волноваться – это нормально. Плохо, когда переживания захватывают и парализуют. Наши эмоции – это реакция на то, что мы думаем про ту или иную ситуацию. К примеру, решая задание, школьник думает: «Это я не помню» или «Это мы не проходили». И у него автоматически появляется мысль, что он провалит экзамен, всё будет плохо, он не поступит в вуз, – объясняет Михаил Сухогузов. – Чтобы справиться с этим, нужно остановиться и начать задавать вопросы. Почему я чувствую страх? Что самое худшее может случиться, если я не выполню задание? Как я смогу с этим справиться? То есть нужно соотнести страх с реальностью и попытаться рационально подойти к проблеме. Как только человек начинает думать и анализировать ситуацию, он постепенно успокаивается и находит выход. Звучит просто, но чтобы научиться пользоваться этим, нужно время. Зато освоив этот навык, вы сможете справиться с тревожностью».
Как заставить себя готовиться к ЕГЭ?
Гораздо острее перед выпускниками стоит проблема с управлением временем для подготовки к испытанию. Тут главный враг – прокрастинация.
«Для начала надо понять, что прокрастинация, как и страх или тревожность, – нормальное состояние, свойственное всем. Иногда стоит немного полениться. Но школьникам откладывание дел чаще всего не идёт на пользу, – рассказывает психолог. – Вместо изучения материала они занимаются другими делами. Почему? Их пугает процесс подготовки и его возможный результат. Им неприятны мысли, что им будет сложно или что-то не получится. Поэтому они откладывают полезное дело и занимаются чем-то другим – моют посуду, идут в магазин, сидят в соцсетях и т. д. При этом они пытаются найти этому рациональное объяснение, оправдывают свои действия тем, что пока им некогда готовиться, у них есть другие, более важные дела».
Один из методов решения – поведенческая активация.
«Вне зависимости от своих мыслей и чувств заставьте себя в течение короткого промежутка делать то, что нужно. Начните с 15 минут, можно поставить таймер. Дайте себе установку: 15 минут я занимаюсь, а следующие 10 минут делаю то, что хочу, – советует психолог. – Так вы потихоньку приучите себя к тому, что нужно готовиться. Постепенно увеличивайте время, которое тратите на подготовку. Чаще всего люди втягиваются. Как говорится, аппетит приходит во время еды. Начав заниматься, вы постепенно заинтересуетесь, внимание сконцентрируется. И вам не захочется отвлекаться и делать перерыв».
Если бороться с прокрастинацией совсем не получится, стоит задуматься: может быть, причина глубже.
«Случается так, что школьник отлынивает от подготовки, потому что выбрал неправильный предмет – тот, который ему не нравится, не нужен или сдачу которого навязали родители. Тогда стоит подумать о замене предмета для экзамена», – объясняет психолог.
Что делать родителям, чтобы ребёнок сдал ЕГЭ?
В год сдачи ЕГЭ стресс испытывают не только школьники, но и их родители. Им тоже нужно учиться бороться со своими эмоциями, ведь их сыновьям и дочерям как никогда нужна поддержка.
Михаил Сухогузов советует обязательно разговаривать с детьми. Если вы видите, что ребёнок не готовится к предстоящим экзаменам, спросите его, почему он так поступает, что мешает.
«Но ни в коем случае не надо нависать над школьником, бросать в его сторону фразы типа таких: «Ну-ну, вижу я, как ты готовишься», «Вот не сдашь ЕГЭ – будешь дворником» и т. д. В таких случаях ребёнок либо отмахнётся от родителей, либо обидится или начнёт видеть в них своего рода врагов, – объясняет психолог. – Родителям важно понять, что выпускник – это уже взрослый человек, поэтому нужно менять модель отношений с ним. Постарайтесь говорить с ним на равных. Попробуйте стать ему другом, выступайте в роли опытного старшего товарища, наставника, а не третирующего родителя. Если ребёнок не сдаст ЕГЭ, он не перестанет быть вашим ребёнком. Скажите ему, что понимаете его чувства (страх, волнение) и спросите, чем вы можете ему помочь. При этом помните: предлагая помощь, не навязывайте её».
По словам психолога, лучшее, что может сделать родитель для ребёнка, – помочь с планированием.
«Можно подойти к подготовке к экзаменам как к проектной деятельности. Помогите ребёнку поставить цель, задачи, распределить нагрузки и время, составить список литературы. Но не забывайте оставлять время для передышки. График подготовки должен быть гибким и обязательно включать в себя перерывы и время, которым ребёнок может распоряжаться по своему усмотрению», – объясняет психолог.
Михаил Сухогузов советует родителям бороться с собственной тревожностью по той же схеме, которую предлагает для школьников.
«Задайте себе вопрос: что именно внушает вам страх? Соотнесите свой ответ с реальностью – насколько вероятен тот или иной исход, так ли он страшен? Какой смысл тревожиться просто так? Не застревайте в своих эмоциях, а подумайте, что можете изменить. Надо максимально рационально подходить к проблеме. Спокойно осмыслите происходящее, не принимайте поспешных решений», – говорит психолог.
Папы и мамы могут тревожиться, но не заражать этой тревогой детей.
День сдачи ЕГЭ: как успокоиться
Самые сильные переживания одолевают школьников в день сдачи экзамена. Есть несколько вариантов успокоиться, когда эмоции зашкаливают.
«Прийти в себя помогают дыхательные техники, мышечная релаксация (постепенно напрягите все мышцы тела и расслабьте), а также игрушки-антистресс. Можно носить с собой какие-то вещицы (что-то вроде талисманов), на которые можно переключить внимание в стрессовой ситуации», – советует психолог.
Большой стресс выпускники также испытывают в день оглашения результатов экзаменов. Как же успокаивать себя тем школьникам, которые неудачно справились с ЕГЭ?
«Всегда нужно осознавать риски. Но при этом важно понять: безвыходных ситуаций почти не бывает. Всё можно исправить. Экзамены можно пересдать. Многие переживают, что потеряют из-за этого год или им придётся идти в армию. Но ведь всё это можно пережить, справиться с обстоятельствами. Не стоит делать из ситуации катастрофу. Жизнь не заканчивается из-за плохих результатов ЕГЭ», – говорит психолог.
Михаил Сухогузов уверен, что во многом проблемы с волнением возникают из-за того, что школьников не учат справляться с психологическими трудностями.
«У нас достаточно низкий уровень психологической культуры. Сейчас говорят о том, чтобы ввести в школах обязательные уроки психологии. Думаю, это хорошая идея», – говорит Михаил.
Кстати, 14 сентября пройдёт день открытых дверей подготовительных курсов ПГНИУ для школьников 9-11 классов. Один из мастер-классов –«Психологический блокбастер «Как стать студентом?» –проведёт Михаил Сухогузов. Он на нём он подробно расскажет, как готовиться к экзаменам и побороть прокрастинацию, заставить эмоции работать на себя и принимать решения в стрессовой ситуации ЕГЭ.
День открытых дверей подготовительных курсов ПГНИУ начнётся в 16.00 в восьмом корпусе университета ( улица Генкеля, 8 ), аудитория 202 – вход свободный. Пройти предварительную регистрацию и посмотреть полную программу события можно на сайте или группе «Вконтакте».
Какие книги полезно почитать?
Родителям:
- Адель Фабер, Элейн Мазлиш «Как говорить, чтобы подростки слушали, и как слушать, чтобы подростки говорили»
- Юлия Гиппенрейтер «Общаться с ребёнком. Как?»
Школьникам:
- Сергей Шабанов, Алёна Алёшина «Эмоциональный интеллект. Российская практика»
- Дмитрий Ковпак «Олимпийское спокойствие. Как его достичь?»
- Глеб Архангельский «Время. Большая книга тайм-менеджмента»