Главное – не нагнетать. Как справиться со стрессом перед ЕГЭ

Быстрее запоминается информация, которая нам интересна. © / ru.freepik.com

Не для всех весна – радостное и беззаботное время года. Речь в первую очередь о старшеклассниках и их родителях. Приближается время сдачи ОГЭ и ЕГЭ. Нужно успеть не только разложить в голове по полочкам огромный объём информации, но и подготовить себя морально.

   
   

Как избежать излишнего волнения? Что поможет лучше усвоить материал? Об этом рассказала преподаватель кафедры общей и клинической психологии ПГНИУ Инга Фрейманис.

Апокалипсис не наступит

Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: Почему сдача ЕГЭ связана с таким большим стрессом для детей и их родителей?

Инга Фрейманис: Потому что это событие часто наделяют слишком большим значением. Взрослые постоянно говорят, как это важно, нагнетают обстановку. В этом как раз заключается ошибка. Чем выше для нас важность чего-либо, тем больше мы боимся. А страх – это и есть стресс, который мешает нам иногда хорошо что-то делать, блокирует наши способности. Мы хуже думаем и плохо воспринимаем информацию. Спокойный человек намного результативнее. Конечно, экзамен – это важный этап, но в нашей жизни их будет множество. Нужно понимать, что всё будет хорошо в любом случае. Даже если ребёнок не сдаст экзамен, апокалипсис не наступит. Будет шанс улучшить результат во время пересдачи или на следующий год. Кроме того, можно пойти учиться на платной основе. И не исключено, что в процессе обучения будет возможность перевестись на бюджетное место. В случае неудачи небеса не разверзнутся. Это следует понимать родителям школьников и не нагнетать обстановку.

– Сколько времени в течение дня рекомендуется заниматься, чтобы не переутомиться?

– Наши школьники – большие трудяги. У них учёба, секции, домашнее задание. Мозг может засбоить, если будет получать большой объём информации за короткий промежуток времени. Лучше изначально систематизировать подготовку к ЕГЭ: начать её пораньше и изучать понемногу каждый день, чтобы не было перегруза. К слову, мы можем воспринимать информацию, не переключаясь, не больше 45 минут. Потом следует сделать перерыв. У школьников этот промежуток ещё меньше. Общая продолжительность – индивидуальна

– Что делать во время перерывов? Стоит ли погружаться в гаджеты? 

   
   

– Это самый плохой вариант. Можно посмотреть видео, полистать ленту новостей. Это тоже отдых, но далеко не самый лучший. Чтобы максимально переключиться, лучше выйти на улицу, встретиться с друзьями.

Что поможет?

– Каким должно быть рабочее место?

– Самое важное условие – тишина. К примеру, если к выпускнику постоянно подходят младшие братья и сёстры, сосед что-то сверлит или в соседней комнате орёт телевизор, ребёнку будет сложно сосредоточиться. Необходима комната, где никто не будет мешать. Рабочее место должно быть максимально комфортным. Если наше тело находится в неудобной позе, мы опять же испытываем стресс. Нам сложнее воспринимать информацию. Не нужно изучать материал, лёжа на диване. Лучше сидеть в комфортной позе. Вокруг не должно быть большого количества плакатов и отвлекающих внимание предметов.

– Что ещё поможет лучше усвоить материал?

– Быстрее запоминается информация, которая нам интересна. Если ребёнку не нравится какой-то предмет, можно попробовать найти репетитора, у которого получится исправить ситуацию. Можно мотивировать ребёнка, обрисовав позитивную перспективу в случае сдачи экзаменов и поступления в вуз, съездить с ним на день открытых дверей, чтобы всё показать.

– Как родителям вести себя с детьми, которые готовятся к ЕГЭ?

– Дисциплина – очень важный момент, но нельзя быть грубым и перегибать палку. Сильно давить на ребёнка не нужно. Он должен понимать, что родители всегда на его стороне.