Как воспитывать будем? В Перми обсудили пути развития системы образования

Во время работы круглого стола, посвящённого образованию, высказаться по поводу развития этой сферы смогли представители родительского сообщества и общественности, руководители образовательных учреждений. © / Администрация города Перми

Город – это живой организм. Для роста ему необходимы ресурсы и чёткий план, в котором было бы прописано, к чему стремиться. В Перми такой есть – это Стратегия социально-экономического развития.

   
   

Но ситуация постоянно меняется: необходимо учитывать федеральные приоритеты, в том числе – реализацию нацпроектов, пожелания общественности, мнения экспертов. Потому важно актуализировать эту стратегию. Для этого в Перми по поручению губернатора Пермского края Дмитрия Махонина проведут серию круглых столов. Задача – обсудить развитие отраслей, наметить основные направления работы на 2021-2025 гг. Далее стратегия социально-экономического развития Перми ляжет в основу стратегии всего региона.

Ориентир для региона

В Перми состоялось заседание круглого стола, организованное краевыми и городскими властями. Оно было посвящено вопросам развития сферы образования. Участие в нём приняли мэр Перми Алексей Дёмкин, министр образования и науки края Раиса Кассина, представители общественности, образовательных учреждений, родителей и даже дети. Почему эта сфера так важна? Во-первых, она касается практически каждого. Во-вторых, это отрасль, от которой зависит, каким вырастет следующее поколение. А от него зависит будущее города, края и страны.

«У нас есть поручение губернатора разработать устойчивую стратегию развития города, потому что это основа процветания нашего региона. Образование – это приоритет для администрации Перми. Около 60 % собственных доходов бюджета направляется в эту сферу, – рассказал глава Перми Алексей Дёмкин. – На днях распахнул двери детский сад «Симфония», а в ближайшие месяцы мы откроем ещё три дошкольных учреждения. Сейчас идёт строительство корпусов четырёх общеобразовательных школ, мы выбираем участки ещё для пяти».

Путь осилит идущий

Одно из главных достижений Перми – решение проблемы дефицита мест в детских садах для дошколят в возрасте от 3 до 7 лет. Сейчас перед властями стоит новая задача – создать достаточное количество ясельных групп.

За последние шесть лет в городе появилось около 12 тысяч мест для малышей. Стимулируется развитие частной сети дошкольных учреждений – им выделяют субсидии, предоставляют скидки на арендную плату. Также частники могут получить гранты, в том числе по нацпроекту «Демография». Внедряются и альтернативные формы образования для ребят младше трёх лет – реализуется проект «Пермские ясли»: уже открыли семь семейных детских садов. В планах – запустить такие услуги, как «Группа кратковременного пребывания вместе с мамой», «Сертифицированная няня». 

В новых детских садах сразу создают современную развивающую среду. Обновление оборудования в уже существующих – на контроле как городских, так и краевых властей.

   
   

Выстроить преемственность

Чего не хватает системе образования Перми? Высказаться во время работы круглого стола на эту тему смогли представители родительского сообщества, руководители учреждений. Они обсудили, как обеспечить равные стартовые возможности детям при переходе из детского сада в начальную школу. Сейчас одни первоклашки садятся за парты неподготовленными, а другие – переподготовленными.

Следует выстроить преемственность программ дошкольного и начального общего образования. Уже свёрстан план работы в этом направлении. За основу взяли программы нацпроекта «Образование».

По мнению участников круглого стола, нужно также обеспечить преемственность среднего и высшего образования. Для этого по инициативе губернатора запускается проекта «Открытый университет». Он подразумевает профильное обучение будущих выпускников школ при вузах. А студентам необходимо помогать ещё во время обучения проходить практику на предприятиях.

«Мы должны выстраивать единую стратегию перехода на ступень высшего образования, делать единые схемы прогноза по трудоустройству и закреплению в профессии. Очень серьёзно сегодня поменялись установки вузов. Все говорят, что нужно работать с 10 и 11 классами. Но ресурсы пока ограничены. Проекты раннего входа в профессию дают длительный результат. Сегодня студент может получить интересный опыт, а предприятия сразу видят, кому сделать предложение», – считает ректор Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета Константин Егоров.

Во время круглого стола также затронули такие темы, как адаптация городской среды для студентов из других стран (это касается, к примеру, табличек на английском языке на зданиях, остановках), питание в школах, развитие управленческих команд образовательных организаций, способы сокращения оттока студентов в другие города.

По словам Алексей Дёмкина, встреча прошла плодотворно. Все идеи найдут отражение в Стратегии социально-экономического развития Перми.

«Мы должны взаимодействовать, чтобы понимать, что у нас происходит в сфере образования, – обратился Алексей Дёмкин к участникам заседания. – Надо знать, чего желают родители. Как строить мир, в котором взрослеют наши дети, чтобы они любили родной город и не уезжали».

Присутствующие пришли к мнению, что диалог в формате открытых обсуждений необходимо продолжать.

«Проведение круглых столов – это положительная практика. Думаю, она станет системной. Мы, родители, сможем напрямую высказывать своё мнение. И надеюсь, что нас услышат», – сказала представительница родительской общественности Ирина Нечаева.