Как выйти из Сети? Что делать, если ребёнка затянула виртуальная жизнь?

Дети, перегруженные Интернетом, становятся рассеянными, невнимательными. Если у них отбирают гаджет, то это вызывает бурю протеста. © / Станислав Ломакин / АиФ

Школы снова перешли на удалёнку. Современных детей и так с трудом можно отогнать от компьютера и гаджетов. Как понять, что у школьника появилась зависимость и вернуть его в реальность?

   
   

Какие звоночки?

«Отойди ты от этого компьютера! Лучше с друзьями погуляй», – порой в сердцах бросают родители, когда видят, что ребёнок долго сидит перед экраном.

В жизни современных детей и подростков Интернет играет большую роль. И это уже не изменить. Именно поэтому важно вовремя заметить, когда у ребёнка наступает зависимость от виртуальной жизни. Педагог-психолог городского психологического центра Наталья Дворянинова говорит, что сильную зависимость заметить не так сложно – уж очень явными будут признаки. Сигналов в этом случае будет сразу несколько. Если есть всего один-два, то это повод присмотреться повнимательнее, чем живёт ребёнок.

«Ребёнок меньше общается на отвлечённые темы (например, говорит только о любимой игре), его перестаёт интересовать учёба, он прекращает посещать дополнительные занятия, всё время проводит за компьютером, появляется сильная, беспричинная раздражительность, – рассказывает о признаках зависимости Наталья Дворянинова. – У подростков психика подвижная, и у зависимых от компьютеров ребят могут быть частые и резкие перепады настроения – от сильного возбуждения до апатии. Они не могут контролировать время за компьютером, у них нарушается порядок сна и бодрствования, быстро уменьшается круг друзей, нарушается краткосрочная память. Ребята категорически запрещают трогать свои вещи, отказываются проводить время с родителями. Следствием того, что ребёнок проводит слишком много времени в соцсетях, может стать интерес к оружию, психоактивным веществам, аниме (это больше характерно для детей младше до 15-16 лет). Дети до 14 лет вдруг начинают использовать непонятные слова, смысл которых не могут объяснить, слушать деструктивную или агрессивную музыку, начинают следить за калориями и усиленно худеть. Многое может рассказать внешность – макияж, пирсинг, тату, странный стиль в одежде. Эксперименты с внешним видом, конечно, особенность возраста, но когда прибавляются другие перечисленные факторы, то есть повод задуматься». 

Дети, перегруженные Интернетом, становятся рассеянными, невнимательными. Если у них отбирают гаджет, то это вызывает бурю протеста. Они теряют интерес к обычным играм, спорту, кино.

По словам педагога-психолога Анны Левицкой, стоит обратить внимание на состояние ребёнка. Зависимые от компьютера ребята становятся тревожными.

О чём говорят игры?

Понятно, что крайних случаев не так уж много, однако и у обычного ребёнка в трудный для него момент жизни могут «сбиться ориентиры». Почему же у детей формируется такая зависимость? О чём могут сказать виртуальные увлечения?

«Если ребёнок замкнутый и неуверенный в себе, то будет играть в игры, где будет чувствовать себя героем. То есть будет компенсировать то, что не получает в реальной жизни. Когда вы с искренним любопытством и спокойно спросите у ребёнка, который увлечён играми, почему они ему интересны, он вам сам всё расскажет. Например: «Мне нравится побеждать врагов. Мне нравится, что я тут главный». Он проговорит все свои основные потребности. И можно будет понять, чего ему не хватает в реальной жизни. Если он увлечённо играет в SIMS (игра, где можно строить социальные отношения. – Авт.), то ему, возможно, не хватает общения. Тогда надо отвести ребёнка в кружок, чтобы расширить круг его знакомых. Увлекается танками, роботами? Можно предложить кружок робототехники. Общается в соцсетях, но нет друзей в реальной жизни? Возможно, его игнорируют сверстники в школе или ему не хватает внимания родителей. Мамам и папам нужно задуматься, сколько любви они дарят своему ребёнку? Почему за вниманием он идёт в соцсети?»

   
   

Анна Левицкая добавляет, что дети не отдают себе отчёт, что в виртуальном мире образ собеседника часто идеализирован. Вживую с тем или иным человеком он бы, возможно, не стал поддерживать отношения.

«У родителей есть заблуждение: если ребёнок общается в Интернете, то у него должны быть навыки общения. Это не так. Таким детям сложнее воспринимать собеседника, у них может быть неадекватный уровень самооценки (как завышенный, так и заниженный), – говорит Анна Левицкая. – Излишнее увлечение виртуальным миром может привести к снижению критического мышления. В Интернете много ложной информации, но так как многие люди её поддерживают и распространяют, то он начинает ей безоговорочно верить. Поэтому задача родителей и школы – дать ему «фильтры».

Если у ребёнка богатая социальная жизнь (есть интересы, кружки) и при этом он умеренно общается в Сети, то это не так плохо. Порой это может стать способом поддержания и развития сети контактов.

Чем помочь?

Психологи говорят, что избавить ребёнка от интернет-зависимости может искренний интерес родителей к нему и к тому, чем он увлекается. Мало ограничить пользование компьютером – нужно предложить что-то взамен.

«Нагружать в освободившееся время домашними обязанностями – не вариант. Это же его свободное время. Можно попросить ребёнка в том же Интернете поискать информацию о том, что ему интересно. Например, откуда появилось аниме или кто придумал «Майнкрафт» (популярная компьютерная игра. – Авт.), – говорит Наталья Дворянинова. – Самое главное – не осуждать и не оценивать. От родителя ребёнку нужно внимание. В этом случае дети становятся более уверенными в себе, успешными. У них меньше времени остаётся на пребывание в виртуальном мире. Рекомендую родителям не указывать, а говорить: «Я за тебя переживаю. Мне страшно, потому что Интернет небезопасен. Я беспокоюсь за твоё здоровье». Ребёнку будет приятнее выполнять просьбы мамы, которая тревожится, а не требует или раздаёт приказы. Сокращать время в Интернете нужно постепенно – минут на 15. При этом обязательно благодарить ребёнка, когда он это сделает. В поисках причины ухода ребёнка в виртуальную реальность родители забывают взглянуть на себя: дети повторяют то, что видят».

Зачем нужен Интернет?

Эксперт в сфере образования, преподаватель педагогического университета РИНО ПГНИУ Владимир Факторович:

«Дистанционное обучение и интернет-зависимость не связаны между собой. Зависимость формируется не в связи с учёбой, а в свободное время. И она мешает учиться онлайн. Когда дети включают смартфоны и компьютеры, у них возникает когнитивный диссонанс. Они привыкли там играть и общаться, а им задания предлагают выполнять. Это одна из проблем, почему не так просто идёт дистанционное образование – в особенности это касается учеников начальной школы.  Объяснять практически бесполезно, поэтому лучший способ – это показать образовательные возможности Интернета на собственном примере. Сесть за компьютер (когда ребёнок вас видит) и прочитать образовательную статью, пройти тест. Если родитель покажет, что он не только сидит в Инстаграме, а использует компьютер для поиска информации и образования, то будет толк. Самое полезное, что могут сделать родители, – договориться с ребёнком о здоровом режиме дня. Но родители тоже должны соблюдать режим. Если ребёнку дают на компьютер полчаса, а он видит, что мама приходит с работы и сидит там часами, то это плохой пример».

Почему важен контроль?

Психолог Елизавета Фалина:

«Компьютерные игры, просмотр клипов и видеороликов способны очень быстро вызвать зависимость: идёт сильная стимуляция мозга, причём как затылочной (зрительной), так и височной (звуковой) отделов коры. Мир для ребёнка становится серым и скучным. Наиболее подвержены такому воздействию дети с неустойчивой, незрелой нервной системой, чувствительные, гиперактивные. На них это наиболее пагубно влияет.

Нельзя забывать, что на любом этапе жизни необходим контроль. Родители должны знать, чем их ребёнок занимается в Интернете. Демократии здесь не может быть. В раннем возрасте важны жёсткие запреты, которые трансформируются потом в обязательную фильтрацию того, что закачано в компьютер, какие сайты ребёнок посещает. Для этого на телефон можно установить функцию родительского контроля. Если вы с раннего возраста установите правила и определите время пользования Интернетом, то в подростковом возрасте проблем будет меньше. В любом случае очень важно знать особенности своего ребёнка, искренне интересоваться, чем он живёт, чтобы виртуальная реальность не заменила ему настоящую жизнь».