Пермский край отметил 1 сентября. Но многие дети и родители воспринимают этот день не только как праздник, но и как сигнал, что впереди их ждёт много стресса. Школьникам нужно будет вникать в программу, выполнять контрольные и сдавать экзамены, родителям – контролировать успеваемость детей и помогать им с домашним заданием, что иногда приводит к настоящим баталиям.
Как не разрушить мир в семье, не стать врагом собственному ребёнку и правильно мотивировать его, рассказала клинический психолог Вероника Кантеева.
Не упустить момент
Ирина Вервильская, «АиФ-Прикамье»: С чем могут быть связаны проблемы в начале учебного года?
– Как мотивировать ребёнка?
– Родители очень часто задают этот вопрос. И за помощью они обращаются, когда мотивация уже отсутствует. В этот момент сложно исправить ситуацию. Надо начинать работать ещё до того, как она пропала. Почему чаще всего происходит отторжение школы? Одна из причин – неуспеваемость. Она заставляет ребёнка чувствовать себя неуспешным. Ему очень сложно, если при этом родители давят на него, сравнивают с другими детьми. Если нет помощи, но есть критика, то мотивация будет снижаться. На неё влияют и проблемы со сверстниками. Поэтому в течение всего года нужно ежедневно спрашивать ребёнка, как дела в школе, что он делал, не травили ли его. Это не должно быть в форме допроса. Нужно проявлять живое участие. Ребёнок должен понимать, что родители заинтересованы, им важно знать, что происходит. Тогда будет желание что-то рассказывать.
Ещё одна частая причина отсутствия мотивации идти в школу – сложности с учителем. Родителям следует включаться в решение этой проблемы, поддерживать ребёнка. Мотивировать его можно возможностью надеть красивую одежду, купить новые канцтовары, найти в школе новых друзей, пообщаться с прежними, приобрести навыки, которые потом пригодятся. Но стоит учесть, что о далёкой перспективе имеет смысл говорить с восьмого-девятого класса. С детьми младшего возраста обсуждать это нет необходимости.
– Как родителям понять, что у школьника начинает пропадать интерес к учёбе?
– Ребёнок говорит, что ему не хочется в школу, потому что она ему не нравится. Второй признак – снижение успеваемости. В этом случае нужно подключиться к процессу, помочь с новым материалом, что-то дополнительно объяснить. Некоторые родители просто говорят, проверяя домашнее задание: «Неправильно, переделывай». Так делать не стоит. Упрощая обучение ребёнка в школе, мы укрепляем его мотивацию. На её снижение также укажут негативные высказывания школьника в адрес учителей или других учеников.
Манипулировать нельзя
– Настраивать ребёнка на учёбу нужно мягко или строго?
– Нет градации от ноля до десяти по уровню строгости. Мы должны уважать ребёнка и быть внимательными к нему. Это отдельная личность. Если мы будем перегибать палку, то ребёнок будет пытаться любым способом выскользнуть из-под давления или сломается.
А если мы не будем обращать на него внимания или станем слишком мягкими, он потеряет ориентир и решит, что не нужно что-то делать. Следим за ситуацией и корректируем стратегию в динамике. При этом родители не должны манипулировать свободой и возможностями школьника. Нужно обязательно давать выбор в принятии решений.
Мы должны уважать ребёнка и быть внимательными к нему. Это отдельная личность. Если мы будем перегибать палку, то ребёнок будет пытаться любым способом выскользнуть из-под давления или сломается. А если мы не будем обращать на него внимания или станем слишком мягкими, он потеряет ориентир и решит, что не нужно что-то делать.
– Где разумная грань контроля за успеваемостью?
– Нужно быть включённым в тему успеваемости, но избегать перегиба, когда ребёнок каждый день идёт на ковёр с полным отчётом о том, что было в школе. Следует следить за оценками. При этом у детей должна быть возможность обсудить с родителем причины неуспеваемости.
Если мы излишне включаемся в процесс, у ребёнка исчезает чувство контроля над собственной деятельностью. Он начинает чувствовать, что его ответственность не играет роли. Достаточно пару раз в неделю заглядывать в тетради, спрашивать, как дела в школе, если нет проблем с оценками.
– Какой сценарий верный: не смотреть домашнее задание, проверять его или делать с ребёнком?
– Все три варианта возможны. Всё зависит от возраста школьника. В самом начале учёбы (в первом-втором классе) вполне естественно, что родитель подключается и помогает ребёнку организовать процесс, сделать задание, привыкнуть к новой жизни. Но если мы делаем домашнее задание вместо школьника, то снижаем его представления о собственных силах.
Он не будет верить, что может сделать что-то сам. В третьем-четвёртом классе можно предложить ребёнку звать родителей, когда он не справляется. Подсказываем, помогаем разобраться, но не делаем уроки за детей.
Только спокойствие!
– У родителя совместное выполнение уроков может вызвать большое напряжение.
– Чтобы помочь своей семье, важно заботиться о себе. Если взрослый устал на работе, поссорился с супругом, находится на грани, будет очень сложно не сорваться на ребёнка. Помним правило: чем сильнее давим, тем сложнее будет заниматься.
Чем громче взрослый выражает эмоции, тем больше вырабатываемых при стрессе химических веществ у ребёнка в голове, они подавляют когнитивные способности. Он будет пытаться убежать, чтобы уйти от неприятной ситуации, замрёт или расплачется. Когда родитель кричит, он усугубляет процесс. Лучше дать возможность ребёнку подумать, выйти из комнаты, успокоиться.
Родитель – крупный. Ребёнок – маленький. Ему страшно, когда взрослый проявляет агрессию. Ребёнок не будет создавать такую ситуацию специально, потому что она неприятна ему. Если что-то не получается – дайте школьнику отдохнуть, отвлечься, а потом пусть с новыми силами делает уроки. Важно сохранять у него ощущение, что он может сделать всё сам.
– Иногда дети говорят, что не понимают, для чего учиться. Как объяснить, зачем это нужно?
– Здесь нет универсальных для всех детей слов. Нужен индивидуальный подход. Часто родители пугают ребёнка, что он станет дворником, если не будет хорошо учиться. Не все дети понимают, почему папы и мамы негативно относятся к этой профессии. Дворник целый день на свежем воздухе, делает улицы чистыми. Что в этом плохого? Кроме того, детям до 12 лет вообще очень сложно представить какое-то непонятное будущее. Для них это слишком далеко и не страшно.
Разговаривая с ребёнком, мы учитываем его возраст, не пугаем его, ориентируемся на его желания, мотивируем ближайшей перспективой, но не торгуемся. Не надо говорить, к примеру: «Сдашь всё на пятёрки – получишь телефон». Так мы сами создаём культ гаджета и формируем невроз у детей. Правильнее сказать: «Если у тебя всё получится и не надо будет ничего исправлять, у нас появится время съездить куда-нибудь вместе, что-то купить». Ещё лучше вознаграждать ребёнка без манипуляций и предупреждений – по факту, если он хорошо закончил четверть или год.
– От чего зависит внимательность ребёнка на уроках? Почему дети иногда не воспринимают новый материал?
– Ребёнок будет невнимательным в школе в нескольких случаях. Причиной может быть повышенный уровень стресса дома, сложные отношения между папой и мамой. Если школьник находится в напряжении, когнитивные способности снижаются. Ему будет очень сложно сосредоточиться. Основной задачей мозга и психики станет поиск способа обезопасить себя. В 10-12 лет ребёнок начинает входить в подростковый возраст. Его мотивация и отношение к жизни меняются.
Большое значение он начинает придавать сверстникам. Ребёнку важно их внимание. Если его нет, то школьник может пытаться эпатировать одноклассников, в том числе низкими оценками или плохим поведением. Не стоит исключать физиологические особенности некоторых детей: неспособность концентрировать внимание, небольшой объём памяти. В этом случае можно обратиться к психологу. Следует поделать с ребёнком специальные упражнения на развитие внимания и памяти (они есть в интернете).