Чтобы угнаться за технологическим прогрессом мало просто идти в ногу со временем, необходимо всегда быть на шаг впереди. Преподаватели Пермского авиационного техникума им. А.Д.Швецова учат студентов тем навыкам и профессиям, которые нужны на предприятиях не только сейчас, но и в будущем.
О том, какие детали авиадвигателей можно напечатать с помощью 3D-технологий, что такое мехатроника и почему в авиатехникуме на современных токарных и фрезерных станках с ЧПУ отлично умеют работать и юноши, и девушки рассказал директор учебного заведения Александр Дическул.
Модель для сборки
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: С помощью специальных 3D-принтеров в мире сейчас создают, кажется всё. Недавно учёные даже живое сердце напечатали. Такие технологии используют и в авиастроении. Готов ли техникум им обучать?
Уже довольно давно мы приобрели принтер, который позволяет печатать различные детали из гипса и успели его опробовать. Благодаря этому оборудованию ребята видят, что такая технология позволяет изготавливать детали сложной формы. Например, из гипса можно вырастить подшипник, который ещё и вращается, объёмные патрубки сложной формы. Более того, в прошлом году наши студенты по фото вырастили из гипса очень красивую реконструкцию площади перед техникумом 1908 года - в те времена на ней стояла большая церковь и улицы выглядели совсем по-другому. Так что с технологией ребята знакомы. Сейчас наша задача – выйти на более сложный уровень. Уверен, что выпускники, которые будут уметь работать на подобных 3D-принтерах, будут востребованы. Предприятия региона уже используют такие технологиями. Например, принтер, который работает с металлом, есть на «Авиадвигателе». Такие специалисты будут нужны таким заводам как АО «ОДК-Пермские моторы», АО «ОДК-Стар», ПАО «Протон-ПМ».
– А какие детали можно вырастить на таких принтерах?
– Из металла выращивают сложные и интересные вещи: корпусные детали, лопатки для авиадвигателей. Владение всеми этими технологиями обязательно, так как в будущем в регионе будут собирать двигатель ПД-14, а потом и ПД-35. При изготовлении «четырнадцатого» уже используются такие технологии, что диву даёшься, дальше будет только сложнее. И мы работаем на это будущее. Лопатки для двигателей можно спекать из композиционных материалов. Если не в этом, то в следующем году планируем получить лицензию на специальность «Производство деталей из композиционных материалов и полимерных пластмасс». В этом, кстати, очень заинтересован Уральский НИИ композиционных материалов – у нас будет от них заказ на подготовку специалистов. Именно такие, передовые технологи – это то, что будет отличать нас от других учебных заведений. Мы открыли ещё одну востребованную специальность – «Мехатроника и мобильная робототехника».
Инвестиции и будущее
– Робототехника очень популярна в Перми и крае. Сейчас роботов учатся собирать даже малыши в детских садах. А что такое мехатроника?
– Это очень интересное и перспективное направление – не просто управление роботом, а создание робототехнологических линий. Мехатроника также подразумевает создание различных конструкций, которые позволяют сортировать детали в зависимости от цвета, материала и производить сборку. Благодаря нашим предприятиям, с которыми мы много лет сотрудничаем – среди них «ОДК - Авиадвигатель», «ОДК-ПМ», «ОДК-Стар», «Редуктор-ПМ», «УНИИКМ» – мы купили учебные робототехнические комплексы, установили их и отладили. Это позволит обучать ребят программированию и механике. Кроме нас нечто подобное есть только в Химико-технологическом техникуме. Весь этот комплекс стоит 20 миллионов рублей. Дорого, но предприятия готовы вкладывать в нас эти деньги. Они понимают, что создают и своё будущее и будущее отрасли.
– Как вы понимаете, какие именно специальности сейчас нужны?
– У нас есть попечительский совет, который состоит из руководителей семи предприятий – (в него входят, кроме вышеназванных, руководители заводов ПАО «Протон-ПМ» и ПАО «ПНППК»). Общаясь с представителями заводов, мы хорошо понимаем, что им нужно. Ну и, конечно, в техникуме работают отличные специалисты, которые хорошо знают требования рынка. У нас очень хороший и молодой коллектив и больше половины преподавателей когда-то у нас учились. Надо сказать, что мы уже давно опережаем другие учебные заведения региона, стараясь понять требования рынка и наши успехи замечают на федеральном уровне. В 2008 году мы выиграли нацпроект «Образование» и получили 60 миллионов рублей. На эти деньги мы закупили станки с ЧПУ, технику по информационным технологиям. 24 апреля этого года стало известно, что мы снова стали победителями национального проекта. Мы получим грант 28,5 миллионов рублей, 20 миллионов выделяет краевой бюджет, ещё 10 миллионов вложат предприятия, также мы добавим 1,5 миллиона рублей из собственных средств. На эти деньги мы создадим мастерские по пяти направлениям: программные решения для бизнеса, веб-дизайн и разработка, сетевое и системное администрирование, информационно-технологические решения на основе «1С-Предприятие» и разработка мобильных приложений. В этих мастерских будут заниматься ребята из нашего техникума и других учебных заведений Пермского края для подготовки к профессиональным соревнованиям в формате Worldskills.
Из аудитории – в цех
– Профессиональные соревнования сейчас очень популярны. Какие успехи у ваших ребят?
– Да, у нас есть свои «звёздочки», которых уже сейчас мечтают взять на работу крупнейшие предприятия отрасли. Например, Настя Башкирцева и Паша Трапезников. В этом году они вышли в финал соревнований по токарной и фрезерной обработке на станках с ЧПУ и скоро поедут на чемпионат России в Казань. Да, непросто представить девушку за токарным станком, но такая девочка как Настя даст фору мальчикам. Она уже сейчас такой специалист, что работа у неё, можно сказать, уже есть. Другой наш студент, Саша Мишарин, на отраслевых соревнованиях предприятий группы «Вертолёты России» выступил лучше профессионалов, которые работают на станках.
Что касается станков с ЧПУ, то здесь мы всегда в лидерах. Попав в кластер «Новый Звёздный», мы смогли получить 30 миллионов из федерального бюджета, смогли купить два станка фирмы DMG, которые обязательны для работы в этом направлении.
– Идёт ли молодёжь в среднее образование?
– Сейчас да. У нас есть специальности, например, IT, где конкурс 12 человек на место, на авиационное направление – 8 человек на место, даже на литейное производство чёрных и цветных металлов, которое ранее популярностью не пользовалось, – 4 человека на место. Почему так происходит? В первую очередь, меняется мышление родителей. Они понимают, что профессиональное образование – это хорошее будущее для их детей. 16 мая у нас будет очередной День открытых дверей, где мы будем отвечать на все вопросы родителей.
Мы уже давно опережаем другие учебные заведения региона, стараясь понять требования рынка и наши успехи замечают на федеральном уровне. В 2008 году мы выиграли нацпроект «Образование» и получили 60 миллионов рублей. На эти деньги мы закупили станки с ЧПУ, технику по информационным технологиям. 24 апреля этого года стало известно, что мы снова стали победителями национального проекта
Сладкий пример
– Работаете ли вы со школами?
– Да, на наши мастер-классы посещают ребята из более чем 20 школ Перми, причём среди них есть учебные заведения, от которых мы раньше и не могли ожидать такого интереса к профессиональному образованию. К нам приходят ребята из школ №22, 77. Сейчас учителя понимают, что школьникам необходимо показывать все возможности, которые готово дать образование в регионе, а не ограничивать их одним направлением. Надо сказать, что ребятам у нас нравится, так как наши преподаватели могут сделать любое занятие интересным. Например, литейные технологии мы показываем на примере изготовления как вы думаете чего? Леденцов! Мы показываем, что детали можно отливать буквально из всего – в том числе из сахара. Правда, опытным путём мы выяснили, что большая часть сахара, которой продаётся в магазинах, для отливки не подходит, так как в него добавляют разрыхлитель. С трудом нашли тот, в котором его нет.
– Если быть точнее, то первые сведения о старом каменном здании датируются 1799 годом. В подвале есть помещение со сводчатым потолком и на его кирпичах потолка мы обнаружили метку производителя – лапку то ли куницы, то ли рыси. Затем здание достраивали. Оно было сильно покалечено во времена Гражданской войны. Есть фото 1924 года, где на нём нет живого места. Его восстановили в 1926 году и в 1936 году надстроили третий этаж. А вот реконструкции в нём так и не было. Мы планируем реконструировать это здание, приспособив его к современным условиям и соединить его переходом с новым корпусом, который планируем начать строить в этом году. Также в планах – строительство общежития ориентировочно на 400 мест. Это важно, так как у нас учатся ребята как из Пермского края, так и из Башкирии, Удмуртии, Сибири. Все работы планируем полностью завершить к 2023 году.
На правах рекламы.