Сколько шуток и анекдотов придумали про трудовиков в прежние времена – невозможно подсчитать. И образ создали этим учителям такой, что хоть стой, хоть падай. Сейчас и предмет называется по-другому – технология, и педагоги успешно развенчивают печальный стереотип.
Изобретение велосипеда
Пермский педагог Денис Кашин больше похож на молодого бизнесмена, чем на учителя. Бизнес у него и правда был, но он его продал и через некоторое время ушёл в сферу образования. За несколько лет преподавания технологии в школе дизайна «Точка» ему удалось увлечь ребят цифрового поколения изготовлением предметов из дерева. Его ученики научились собирать самые разные вещи. И это не только привычные всем табуретки (хотя и их ребята делали), но и самые настоящие велосипеды.
Марина Медведева, «АиФ-Прикамье»: Кому пришла мысль изготовить на уроках велосипед?
Знаете, что для детей самое интересное? Видеть, как из непонятных деталей получается один большой предмет. Ребятам нужен результат своей работы. На уроках я всегда старался делать так, чтобы каждую неделю дети уносили домой какое-нибудь изделие, сделанное своими руками, и показывали его родителям. Это очень важно, так как ребёнку необходимо получать одобрение не только от учителя, но также от мамы и папы. Даже если дети сделали что-то не совсем идеально - это их усилия, которые они приложили. На моих уроках ребята всегда делали предметы, которыми пользуются в жизни. Чаще всего изготавливали карандашницы и подставки для мобильных телефонов.
– Трудно ли было заинтересовать детей цифровой эпохи вашим предметом?
– Мы привыкли, что уроки труда для мальчиков и девочек отличаются: первые работают на станках, вторые - готовят и шьют. У вас же занимаются все. Не устарело ли деление по признаку пола?
– Когда я учился в школе, мы на уроках труда вместе с девочками вышивали крестиком. Почему бы и нет? Мне кажется, что принятое прежде деление на чисто мальчишеские и девичьи уроки труда, конечно, устарело. И сейчас у школьников есть возможность заниматься тем, чем они хотят, даже если формальное разделение в школе присутствует. Да и результаты обучения в смешанных группах лучше: и мальчики, и девочки стараются показать себя с самой выгодной стороны.
От идеи до дела
– Вас не назовёшь обычным трудовиком. Вы – единственный в Перми учитель-мейкер. Что это такое?
– Я учу детей не просто изготавливать предметы, но обучаю всему, что связано с дизайном и производством. Можно сказать, воспитываю будущих предпринимателей, так как на уроках дети в команде двигаются от идеи к её воплощению. Для ребят я, скорее, наставник. На своём опыте могу рассказать и показать, как можно идею превратить в своё дело.
– Как вы начали работать с деревом? И почему ваш бизнес был связан именно с деревообработкой?
– С детства любил работать руками, мастерить что-то. А учил меня всему папа. Под его руководством сначала делал кормушки, скворечники, скамейки. Но профессионально занялся деревообработкой не сразу. Мой первый бизнес – это велосервис. Когда мне было 14 лет, мы с товарищем расклеивали объявления по району, предлагая услуги веломехаников. В этом возрасте у меня появились первые деньги. У друга теперь свой велосервис - он до сих пор работает в этой сфере. А я в 19 лет открыл столярный бизнес. Получил на него субсидию от центра занятости, арендовал помещение, купил оборудование, нанял на работу столяров. И уже у них начал серьёзно учиться деревообработке. Кстати, именно мы делали знаменитых «Красных человечков». А также, что важнее, деревянные тренажёры для лечения детей с ДЦП. Потом бизнес продал, пошёл на государственную службу, но надолго там не задержался. Меня пригласили провести занятия по деревообработке в школе «Точка». Через месяц пришёл туда работать учителем. Сейчас мне предложили занять должность заместителя директора по инновациям школы «Мастерград».
В поисках информации
– Почему решили остаться в образовании?
– Во-первых, мне нравится, что школы сейчас готовы применять новые, современные методы. Например, когда ребёнка учат мыслить глобально и понимать, как его знания можно применить на практике. Сейчас это очень важно. Современные дети очень практичные, им нужно понимать, для чего они учат тот или мной предмет. Я был в Финляндии. Их система образования считается самой лучшей. Считаю, что наша не хуже, только менее «раскручена» (тем более, что финны сами признаются – за основу взяли нашу систему). У нас в школах сейчас применяют такие же подходы: это касается проектной деятельности и ориентирования на практику.
Во-вторых, занимаясь образованием детей, я вношу свой вклад в будущее. Стараюсь давать на уроках знания, которые смогут пригодиться детям и через много лет. Когда дети закончат обучение, они будут жить совсем в другом мире. И школа должна их к этому подготовить. Думаю, что сейчас учителя должны научить детей критически мыслить и искать информацию. Такие навыки наиболее востребованы. Не помню, кто сказал, что главная компетенция 21 века – это научиться быть счастливыми. Вот и я хочу научить детей быть счастливыми.