Что важно сейчас для успешного создания и развития бизнеса? Чем он отличается от той модели, что была в 90-е и нулевые? Почему важно учиться быть предпринимателем и кем становятся успешные студенты? О том, какие тенденции сейчас актуальны и как добиться успеха в бизнесе рассказал заведующий кафедрой менеджмента и предпринимательства, профессор, доктор экономических наук УрГЭУ Андрей Плахин.
По его словам, последние годы он всё чаще сталкивается с представителями крупного бизнеса, которые раньше учились на кафедре. Сейчас же они – успешные предприниматели, занимающие высокооплачиваемые должности. В чём их секрет? В хорошей базе знаний и навыков, полученных в вузе.
Выгода на перспективу
По мнению Андрея Плахина, сегодня современный менеджмент и предпринимательство отличается от того, какими они были ещё несколько лет назад.
«Я работал на крупном предприятии в течение десяти лет. Затем – по стечению обстоятельств и зову сердца – я оказался на кафедре, которую теперь возглавляю. Поэтому могу рассказать и показать студентам, основываясь на собственном опыте, разницу между ведением бизнеса тогда и сейчас, когда крупные предприятия строятся по типу экосистем, где роль играет не единоличное решение руководителя, а взаимовлияние разных участников процесса», – поясняет эксперт.
По словам Андрея Плахина, тенденция такова, что в первую очередь для успешного ведения бизнеса нужно уметь сформировать команду и иметь навыки работы в ней.
«Одно из популярных направлений, которое мы изучаем со студентами, – ESG-повестка: Environmental, Social, Government, то есть, вопросы окружающей среды, социального развития, – рассказывает преподаватель. – Современный выпускник должен знать больше, чем стандартный набор формулировок. Он должен понимать, что особая роль отводится качеству принятия управленческих решений, цифровизации управления бизнес-процессами. Это не просто классическая автоматизация. Это использование решений с искусственным интеллектом и дополненной реальности. Мы рассказываем студентам о том, что предприниматель несёт ответственность как инициатор бизнеса, как собственник. Современные собственники отличаются от тех, что вели свою деятельность в девяностые годы и начале нулевых».
Андрей Плахин объясняет: в те времена на первом месте у бизнесменов было получение крупного дохода. Сейчас же всё несколько иначе.
«Сегодняшние предприниматели в большей степени ориентированы на развитие своего бизнеса, а не на сиюминутную выгоду, на перспективу, выходы на новые рынки, масштабирование бизнеса, развитие своей продукции. Поэтому сегодня без хорошей экономической базы знаний предпринимателю крайне сложно создать конкурентоспособный бизнес», – говорит эксперт.
Прислушаться к себе
Сегодня молодые люди стремятся начинать получать практические навыки и зарабатывать как можно раньше. Студенты кафедры могут позволить себе трудоустройство, которое при этом помогает в учёбе.
«Большинство студентов находят себе работу по специальности уже на втором-третьем курсе. Совмещать учебу с работой позволяет то, что современные специальности не требуют постоянного нахождения в офисе. Знания у работающих студентов более глубокие, потому что они погружены в практический процесс. Позиции, на которых работают студенты и выпускники, – это позиции, на которых требуются аналитические навыки: анализ затрат на проект, убытков, прибыли», – говорит Андрей Плахин.
Кафедра менеджмента и предпринимательства активно участвует в стратегическом планировании многих проектов в Свердловской области. Среди ярких примеров – запуск трамвайной линии между Екатеринбургом и Верхней Пышмой и проект «Екатеринбург-Сити».
«В качестве экспертов я и другие преподаватели занимаемся разработкой пространств, которые появятся в центре Екатеринбурга. Часть этого проекта – отель Hyatt Regency Ekaterinburg, Башня «Исеть», – уточняет Андрей Плахин. – В будущем в центре города появятся здания, которые привлекут инвесторов: апартаменты, коммерческие площади, развлекательные центры, фитнес-центры. Мы начинаем понимать, какие доходы поступят от эксплуатации помещений и какие затраты потребуются: знания инвестиционного менеджмента, прежде всего, управления стоимостью, экономического менеджмента, финансового менеджмента, стратегического менеджмента, маркетинга. Совокупность дисциплин, которые мы даем студенту, позволяет аккумулировать знания, участвовать в процессах в разных ролях, в рамках разработки реализации проекта».
Выпускники кафедры становятся финансовыми аналитиками и занимаются этой работой. А уже после получения опыта работы на этой должности могут стать руководителями проекта. Кафедра сотрудничает с крупными компаниями.
«Во время встреч с ними мы узнаем в руководителях масштабных проектов наших выпускников. Для того, чтобы занимать подобные должности, наши студенты получают сложные специфические знания. Это образование, которое требует больших умственных усилий. И они того стоят», – говорит Андрей Плахин.
Кому же стоит остановиться на специальности «менеджмент и предпринимательство»? Преподаватель считает, что есть несколько способов, которые помогут определиться.
«Весь июнь в университете традиционно проходит «Евразийская смена старшеклассников». Школьники посещают мастер-классы, которые проводят преподаватели разных кафедр. Я показываю ребятам наиболее интересные инструменты менеджмента, разные модели экономики. Когда ребята слушают, я замечаю, как у кого-то глаза начинают гореть по-другому. Мы даем знания, которые позволяют этим ребятам в дальнейшем непосредственно влиять на то, что происходит в региональном бизнесе. Чтобы лучше сориентироваться по своей будущей специальности, школьнику не помешает зайти на сайт кафедры университета. На сайте можно прочитать, в каких проектах мы принимали участие. И если абитуриенту они интересны, ему стоит присмотреться к нам», – рассказывает Андрей Плахин.
Абитуриентам преподаватель желает успешно сдать экзамены и как следует прислушаться к себе. А выпускникам кафедры – найти работу, профессионально состояться и достичь душевной гармонии и материального благополучия.