Учить и учиться. Как детям прививают интерес к экологии и исследованиям

Стремление учителя привить экологические знания и навыки малышам поддерживает «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». © / Татьяна Титова / АиФ

Экологическое просвещение нужно начинать как можно раньше. В этом уверена учитель начальных классов школы № 76 Перми Ирина Мохначева. Она учит не только младших школьников, но и дошкольников бережно относиться к природе.

   
   

Педагог рассказала о том, как стала наставником, почему важна исследовательская деятельность и какие экопроекты для малышей удалось воплотить в жизнь.

Классный руководитель равно наставник?

Будучи школьницей, Ирина Мохначева поняла, что ей интересно работать с детьми, а им с ней. Поэтому решила стать учителем и поступила в педагогический университет. На пути к цели она была не одна, её сопровождал наставник.

«В первый класс я пошла в школу № 60 Перми, отучилась один день и мы уехали за границу. Папу отправили в командировку в город Бумердес (Алжир). Там мы прожили четыре года, – рассказала Ирина Мохначева. – Обучать ребят в советскую школу в Алжир приехала учительница из Подмосковья Галина Дмитриевна Шмелёва. Это добрый, терпеливый, понимающий человек. И как-то так получилось, что наша семья с ней подружилась. Она была в курсе моих дел и курировала меня, когда я решила стать учителем. После окончания вуза, она подарила мне книжку, которую подписала «Уважаемой Ирине Юрьевне от Галины Дмитриевны». Этим она показала, что верит в меня и знает, что у меня всё получится. Это напутствие я бережно храню».

Вера в успех и целеустремлённость принесли свои плоды. Ирина Мохначева работает в школе уже 33 года. В копилке её профессиональных заслуг – победа в конкурсе лучших учителей России и знак «Почётный работник воспитания и просвещения РФ».

За время работы учителем Ирина Мохначева выпустила более 300 детей из начальной школы, став для многих из них наставником.

Учитель считает, что экопросвещение нужно начинать как можно раньше. Фото: Из личного архивa/ Ирина Мохначева

«Каждый классный руководитель – это всё равно наставник. Потому что учитель – это не просто профессия, специальность, это некая миссия, – считает Ирина Мохначева. – Если говорить про меня, то мой девиз – «Я люблю учить и учиться». Потому что я считаю, что современный педагог-наставник должен постоянно развиваться, быть каждый день на ступенечку выше, чтобы вести за собой детей». 

   
   

С тем, что наставник должен вести за собой согласны ученики школы № 76 Перми Маргарита Ляхова и Арсений Волегов. Но они считают, что всё же не каждого учителя можно назвать наставником. Это, по их мнению, должен быть человек, который может направить на правильный путь в нужный момент, как делает Ирина Мохначева. 

Не каждого учителя можно назвать наставником. Это должен быть человек, который может направить на правильный путь в нужный момент.

«Например, недавно Ирина Юрьевна сказала мне, что у меня хорошо получается шутить. И я пошёл в КВН. Уже полгода в нём состою, можно сказать, что новое хобби появилось. И мне оно нравится», – поделился выпускник пятого класса Арсений. 

Развиваться вместе

Тема наставничества нашла своё продолжение ещё в одном направлении, в котором развивается Ирина Мохначева. Более 10 лет пермячка руководит клубом юных исследователей в начальной школе.

«Исследовательская работа очень важна. Благодаря ей ребята получают опыт публичного выступления, у них появляется уверенность в себе, но главное – тот, кто участвует в исследовательской деятельности, со временем не перестанет быть исследователем. Эта любознательность остаётся на всю жизнь. Ребята уже не смогут быть равнодушными к знаниям», – считает учитель.

Исследовательская работа очень важна. Благодаря ей ребята получают опыт публичного выступления, у них появляется уверенность в себе. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

По мнению Ирины Мохначевой, современный мир требует от каждого умения заявить о себе, выразить свою точку зрения, а научиться этому позволяет участие в конференциях, когда ребёнок должен представить результаты своего исследования и ответить на вопросы перед аудиторией. При этом не столь важно, победит он или нет. Поэтому все классы Ирины Мохначевой участвуют в конференциях: от школьных до всероссийских. В том числе более пяти лет она курирует конкурс проектных и исследовательских работ «Цветик-Семицветик», привлекая к конференциям детей дошкольного возраста.

Исследовательская работа объединяет родителей и детей. Они вместе проводят эксперименты, вместе узнают что-то новое.

«Эта работа очень объединяет родителей и детей. Они вместе проводят эксперименты, вместе узнают что-то новое. Например, один из учеников как-то описал траекторию полёта на Юпитер. Понятно, что с физическими и математическими расчётами ему помогли родители. Но это здорово, что произошла такая командная работа», – уверена Ирина Мохначева.

Наставник поможет выбрать правильное направление. Фото: Из личного архивa/ Ирина Мохначева

Чем раньше – тем лучше

Не только исследовательскую деятельность надо начинать с дошкольного возраста, но и экологическое просвещение, считает учитель. Её стремление привить экологические знания и навыки малышам уже трижды находило поддержку «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». Предприятие 17 лет проводит конкурс школьных экологических проектов «Пермь – мастерская будущего». Ученики школы № 76 под руководством Ирины Мохначевой начали участвовать в нём три года назад и трижды становились победителями.

«Может быть, это была моя идея, но ребята её подхватили. Я считаю, что экопросвещение нужно начинать как можно раньше. Поэтому все три проекта, которые мы реализовали и будем реализовывать – это работа с дошкольниками и учениками 1-2 классов, – сообщила Ирина Мохначева. – В первом году мы выходили с ребятами в детские сады и проводили экологические игры, в следующем году мы поставили спектакль «Экопутешествие Капризки по Перми», в этом году мы планируем провести экофестиваль на базе нашей школы».

Помощник генерального директора по связям с общественностью «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез» Вера Мартынюк разделяет подход Ирины Мохначевой к эковоспитанию. Она сравнивает детей с чистым полем, которое можно засеять правильными семенами. И чем раньше посеешь – тем урожай будет лучше, качественнее.

«Эксперты говорят, что начинать экологическое воспитание необходимо с беременной мамы, то есть с семьи. И я с этим соглашусь. В школе же нужно укрепить эту связь ребёнка с природой. Поэтому ценно, если рядом с детьми оказывается наставник, который это понимает и продвигает «зелёные идеи», – прокомментировала Вера Мартынюк.

Благодаря таким неравнодушным педагогам, которые готовы становиться не просто учителями, а наставниками детей, воспитывается новое поколение исследователей, заботящихся о родном крае.