Век учись. Как пермячка стала студенткой в 52 года

Пермячка окончила Пермский университет (ПГНИУ) в 54 года. © / Пресс-служба ПГНИУ

Школа, ссуз или вуз, получение заветных «корочек»… Казалось бы, пройдя такой путь, сидеть за партой больше не придётся. Но учёба продолжается и вне стен учебных заведений, будь то новая книга или курсы повышения квалификаций на работе.

   
   

Пермячка рассказала, как в 52 года решилась вновь вернуться в студенческую жизнь. Читайте её историю – в материале «АиФ-Прикамье».

«Технарь» в среде писателей

Светлана Неведомская окончила Политехнический институт (сейчас ПНИПУ) по специальности «Автоматика и телемеханика» в 1989 году. Выпускница технического направления увлеклась вёрсткой и больше 20 лет проработала в книжных издательствах. Сегодня опытный дизайнер-верстальщик работает «на себя» и сотрудничает с Пермским отделением Союза писателей России.

О том, что на факультете современных иностранных языков и литератур Пермского университета (СИЯЛ ПГНИУ) идёт набор в магистратуру по программе «Филология», Светлане рассказала знакомая. На вопрос «Не хочешь ли ты?», она ответила: «Хочу, но боюсь».

«После окончания института прошло больше 30 лет. Мне казалось, что сейчас всё совершенно иначе, и я не впишусь в эту студенческую жизнь, в другой ритм», – делится пермячка.

На общих основаниях

Несмотря на свои страхи, женщина всё-таки решила попытать удачу и подать документы на обучение. Правила поступления в магистратуру не зависят от возраста абитуриента, поэтому Светлану ждало вступительное испытание.

«Нам нужно было дать характеристику произведению. Во время сдачи экзамена казалось, что всё, чему учили на подготовительных консультациях, выпало из головы, что пишу какой-то бред. Я была уверена, что не поступила. Очень тряслась», – вспоминает пермячка.

Опасения не оправдались, и вскоре Светлану Неведомскую зачислили на факультет. Так, в 52 года она вновь стала студенткой.

   
   

Зачем?

Вопрос «Зачем?» чаще остальных слышала женщина, когда делилась с окружающими новостью о поступлении.

«Я это сделала просто так, для себя. Ну, и, наверное, хотелось почувствовать себя студентом. Когда ты студент, то как будто бы становишься моложе. Смех смехом, но когда начинаешь учиться – заставляешь себя читать, заниматься, узнавать что-то новое. Это разминает мозг и тренирует голову», – отвечает на многочисленные «Зачем?» Светлана.

Когда ты студент, то как будто бы становишься моложе.

Тем не менее, отговаривать от идеи идти в магистратуру её никто не стал («Нравится – учись», – сказал муж).

Как отнестись преподаватели и одногруппники?

Появление 52-летней студентки могло бы вызвать удивление в учебной группе. Однако, удивления не было. Почему?

«Группа собралась замечательная. Всего восемь человек: самой молодой из нас исполнилось на тот момент лет 25, а самому возрастному – 70. А вот это нас поразило! Может у нас есть стереотип, что в таком возрасте как-то всё по-другому. А оказывается, что можно сохранить абсолютно живое мышление», – комментирует женщина.

Преподаватели зачастую оказывались сверстниками или были моложе студентов, но этот факт не стал поводом для снисходительного отношения к нестандартной группе.

«Понятия «преподаватель» и «студент» не зависят от возраста. Мы общались на «Вы», всегда уважительно. Мы так воспитаны, в сохранении субординации. Никаких скидок на возраст. Например, преподаватель литературы был намного моложе нас, но он настолько эрудированный! Это просто вызывает восхищение – что молодые стремятся к уровню профессоров. А вот отношение к преподавателям нынешних молодых студентов иногда вызывало шок (прим.авт. – магистрантка чувствовала панибратское отношение)», – признаётся Светлана Неведомская.

Студенческая жизнь

Сравнивая советское и современное образование, она отмечает, что подача материалов действительно изменилась. Тем не менее, это не стало препятствием на пути к знаниям. Адаптацию к новому подходу обучения сглаживали преподаватели, которые умело увлекали группу в учебный процесс.

А вот настоящим испытанием для женщины стал дистанционный формат обучения, с которым столкнулись все студенты во время пандемии коронавируса.

«Очного обучения никакой дистант не заменит. Ничего не заменит живого общения, даже видео», – считает Светлана.

Очного обучения никакой дистант не заменит. Ничего не заменит живого общения.

Встречаясь со сложностями, студенты нередко прибегают к хитростям (шпаргалкам, списываниям, помощи интернета), а защита выпускных работ перерастает в настоящий стресс.

«Мы не списывали. Никто же не требует заученности, тут дело в том, насколько ты научился ориентироваться в информации. И, когда знаешь материал, то кажется, что просто невозможно задать вопроса, на который бы ты не ответил. Поэтому на защите магистерской диссертации я даже не тряслась», – уверяет выпускница факультета СИЯЛ.

Светлана шьёт мишек Тедди, вышивает, интересуется архитектурой, любит встречи с друзьями и путешествует по Пермскому краю. Фото: Из личного архива

Студенческая жизнь состоит не только из учёбы, но во внеучебной деятельности Светлана Неведомская «нигде замечена не была». Это не удивительно, ведь совмещать работу, учёбу и заниматься чем-то ещё всё-таки непросто.

Надо учиться дальше

Получение диплома магистра Светлана сравнивает с медалью, которую спортсмен получает в случае победы.

«Чувствую удовлетворение от того, что я это сделала. Я смогла! Были моменты, когда ничего не понимала и хотелось бросить. Думала, может, поучилась и хватит? Зачем эта корочка? И заставляла себя довести до конца. Теперь я чувствую себя увереннее и поняла, что учиться – это не страшно. Благодарю всех преподавателей за этот опыт», – поделилась эмоциями магистр направления «Филология».

Учиться – это не страшно.

Тем не менее, Светлана признаётся, что заканчивала магистратуру без ощущения, что не придётся учиться дальше. В своих ощущениях она не ошиблась. Сегодня 55-летняя пермячка проходит курсы на одной из образовательный онлайн-платформ.