Что возьмёт с собой Пермь в новый год. Дмитрий Малютин – об итогах работы

Екатерина Горбунова / АиФ

В истории любого города, как и в судьбе человека, всегда есть значимые события, которые порой определяют успех последующих шагов. И если опираться на главное и найти правильную точку отсчёта, то положительный результат в будущем обеспечен.

   
   

Декабрь – время подведения итогов. Конечно же, касается это и Перми. Каким был для нашего города уходящий год? Что повлияло на изменения, которые произошли в разных сферах? Какие первоочередные вопросы решали власти? Об этом рассказывает председатель Пермской городской думы Дмитрий Малютин.

Быть всегда на связи

– Дмитрий Васильевич, часто можно слышать, что наши депутаты держат тесную связь с жителями: прислушиваются к их предложениям, помогают в решении проблем, с которыми к ним приходят. Отражается ли такая деятельность парламентариев на развитии города в целом?

– Конечно. Наказы и пожелания избирателей депутаты включают в общегородскую повестку. А это значит, что предложения могут стать реальностью и изменить жизнь в городе к лучшему. Считаю, что связь с избирателями – это основа работы депутатского корпуса.

В этом году современной Пермской городской думе исполнилось 30 лет. И если уж мы говорим о значимости работы парламентариев, то стоит сказать и о контрольной функции думы. В первую очередь это касается рациональности и эффективности расходования бюджетных средств, работы администрации с городским имуществом и землями, а также выполнения социальных обязательств. В принятии важных решений и документов каждый депутат принимает участие и контролирует их исполнение.

Мы всегда стараемся соблюдать баланс общественных интересов. Один из ярких примеров этого – самокаты. Мы подключились к решению проблемы, когда она только начала вырисовываться на горизонте. Стали изучать опыт других городов, пообщались с прокатчиками. И уже по результатам необходимых мероприятий приняли, на мой взгляд, правильное решение. Оно сегодня сводит к минимуму наличие неудобств для большинства горожан.

Назову ещё два главных направления, важных именно для седьмого созыва Пермской городской думы. Первое – это дальнейшее развитие органов территориального общественного самоуправления (ТОС), ведь Пермь по-прежнему в первых рядах в данной сфере. Это подтвердил общероссийский форум в Екатеринбурге, который прошёл в ноябре. Мы вовремя подумали о модернизации сложившейся системы, с 2008 г. постепенно её усиливали путём создания общественных центров, применения других мер поддержки инициативы на местах. А на данный момент реализуем проект с критериями эффективности ТОС, чтобы поддержать самых успешных и стимулировать остальных участников.

   
   

Второе направление работы – это воплощение в жизнь важных районных проектов. Совместно с администрацией дума была при зарождении этой идеи. Мы выстраивали и анализировали предложения пермяков, в результате чего вышли на конкретные количественные и качественные показатели. Работа по воплощению проектов началась. Конечно, она не столь быстрая. Но мы планируем ещё во время действия полномочий нашего созыва получить результаты от этой деятельности.

Где будем строить?

– Уходящий год был особенно богат на строительство крупных объектов. Какие из них вы могли бы выделить среди прочих?

– Хочу сказать о масштабных стройках в городе, от которых люди уже получают отдачу. Это, прежде всего, крупные краевые проекты: ул. Строителей, трасса ТР-53 на Садовом, продление ул. Крисанова. Очередные этапы строительства там впереди, но уже сейчас можно довольно быстро преодолеть путь, к примеру, из Закамска через Красавинский мост до ул. Локомотивной и площади Гайдара, добраться с ул. Уинской до микрорайона Ива. Горожане по достоинству оценили дорожную реконструкцию. И, как говорится, продолжение следует.

Строительство улицы Строителей. Фото: Правительство Пермского края

Строители расширили шоссе Космонавтов, по нацпроекту в этом году отремонтировали ул. Космонавта Леонова. Ещё один важный итог года: завершён трехэтапный капитальный ремонт ул. Сибирской с установкой обелисков Сибирской заставы около сада им. Горького. Нынче дорожники потрудились на славу – сдали двенадцать объектов этого года и сделали почти весь план на 2025 г.

Отдельный разговор о набережной Камы – на ней всегда сфокусировано пристальное внимание. Сейчас здесь идут работы по продлению её до Мотовилихинских заводов. Мы ездили на этот объект вместе с членами Общественного совета при Пермской городской думе, чтобы на месте оценить перспективы.

Кстати, во время этого же выезда увидели спорткомплекс «Энергия», возведённый на месте заброшенного в течение многих лет стадиона. Объект получился очень современным, причём даже на уровне региона. Сейчас пермяки могут там заниматься. А для жителей микрорайона Вышка-II ближе бассейн, расположенный по адресу: ул. Гашкова, 20а. Для любителей спорта микрорайона Светлого капитально обновили манеж «Спартак». Это все объекты нынешнего года. Конечно, будем и в дальнейшем развивать сеть спортивных сооружений в разных районах Перми: ремонтировать уже имеющиеся и возводить новые. В бюджет на 2025 г. и плановый период 2026-2027 гг. заложили средства на бассейн на Гайве, а также на реконструкцию бассейнов в образовательных учреждениях.

Манеж Спартак. Фото: Телеграм-канал главы Перми Эдуарда Соснина

Один из больших и значимых проектов, который сейчас воплощается в городе, это «Зелёное кольцо». Он направлен на поддержание статуса Перми как самого зелёного города России. Согласитесь, наша городская среда должна быть благоприятной и в экологическом плане. На сегодня 65 % площади Перми занято зелёными насаждениями, и я считаю, что надо серьёзно вкладываться в их содержание и полноценное использование в интересах жителей.

Работы в долинах рек Егошихи и Данилихи продолжаются, а в Черняевском лесу подходят к концу. По Егошихе – готовность на уровне 87 %, по Данилихе – первый этап сдадут в следующем году. Здесь уже оборудуют экотропы, строят визит-центры. Территория становится ухоженной и очень привлекательной. А вот места отдыха у Мотовилихинского пруда, в скверах по ул. Восстания и Трясолобова, на бульваре по ул. Запорожской начнём благоустраивать в следующем году.

Фото: Телеграм-канал главы Перми Эдуарда Соснина

Хочу коснуться и нацпроекта «Жильё и городская среда». Уже возвели два муниципальных дома на ул. Маяковского, ещё один (ул. Нейвинская, 3а) сдаём в 2025 году.

Благоустройство пермских дворов – тоже важная тема, на которую часто обращают внимание депутатов жители. В этом году по городской программе удалось привести в порядок 114 дворов, ещё 50 – по нацпроекту. Вместе с депутатами я контролировал качество работ, отслеживал процесс благоустройства у себя в округе, где установили пять детских площадок и по семи адресам организовали асфальтирование.

Ещё один вопрос, который можно отнести к теме дворов, – контейнерные площадки нового образца. В моём округе оборудовали девять таких, а в целом по городу обустроили 80 современных площадок. Не скрою, что тут надо будет разбираться отдельно с качеством и количеством поступающих заявок, поскольку прошедший год показал наличие определённых проблем.

Что нужно скорректировать?

– Говоря об итогах этого года, невозможно обойти стороной образование. Достаточно ли средств, на ваш взгляд, вкладывают в эту сферу у нас?

– Считаю, что да. При краевой и федеральной поддержке с каждым годом материальная база образовательных учреждений улучшается. Помимо этого, возводятся современные здания школ. К примеру, в этом году в Мотовилихе открылся новый корпус школы дизайна «Точка». Более тысячи учащихся приняла ещё одна современная школа в Дзержинском районе.

Сейчас идёт строительство корпуса школы № 146 возле цирка, начинается возведение нового корпуса Инженерной школы на ул. Веденеева, закладываем необходимые финансы на школы в Индустриальном и Ленинском районах. Так что в этой сфере всё очень хорошо развивается.

– Как вы оцениваете работу общественного транспорта в нашем городе? Что изменилось в лучшую сторону, а на что следует обратить внимание?

– Думаю, динамику развития лучше всего продемонстрируют цифры: Пермь с 2021 г. занимает первую строчку в рейтинге городов России по качеству общественного транспорта (без учёта Москвы и Санкт-Петербурга), а в 2020 г. была на девятом месте, причём средний возраст автобусов составлял около 15 лет. На сегодня вопрос по качеству и количеству подвижного состава снят. И в этой сфере хорошо сработала транспортная реформа.

За период действия соглашения с компанией «Мовиста-регионы» в Пермь поставили 44 трамвайных вагона «Львёнок». Фото: АиФ/ Дмитрий Шадрин

Если говорить про пассажиропоток, то по сравнению с прошлым годом он вырос на пять с лишним миллионов и составил 176,5 млн человек (по данным на октябрь). В течение всего года мы регулировали точечные моменты. С ноября снизили цену проездного билета для школьников.

Не секрет, что в отрасли сильно ощущается кадровый дефицит, а это отрицательно сказывается на соблюдении графиков движения. Поэтому на пленарном заседании в ноябре приняли решение о проведении конкурсов профмастерства среди водителей. По итогам сформируем ТОП-100 водителей, которые получат по сто тысяч рублей. Ещё несколько мер поддержки сейчас находится на рассмотрении.

Есть хорошая новость для пассажиров: недавно в Пермь прибыли первые восемь автобусов повышенной вместимости, всего до конца года их поступит более тридцати. После обкатки и комплекса необходимой подготовки администрация планирует с лета 2025 г. направить их на маршруты.

Что касается электротранспорта, то в этом вопросе мы в концессии с компанией «Мовиста-регионы». За период действия соглашения в Пермь поставили 44 трамвайных вагона «Львёнок», уложили 15,4 км путей (из плановых 35 км). Также этом году вели работы на ул. Борчанинова и Мира.

– Что делают депутаты, чтобы сфера жилищно-коммунального хозяйства работала на отлично?

– Во-первых, мы с депутатами решили проводить регулярные встречи с ресурсоснабжающими организациями ПАО «Т Плюс» и «Новогор-Прикамье» на думской площадке. Во-вторых, в этом году сами выезжали на очистные сооружения, чтобы оценить мощности тепловиков.

Не скрою, очень серьёзных усилий требует модернизация сетевого хозяйства – там большие объёмы работ, которые необходимо сделать. Однако наши партнёры по концессионным соглашениям вкладывают средства в ремонт и строительство инфраструктуры. По итогам нашего общения они даже готовы корректировать инвестпрограмму. Это приносит позитивные результаты – тех же аварий с каждым годом становится меньше.

Сохранить то, чего достигли

– Человеку свойственно строить планы и надеяться, что всё пойдёт в соответствии с ними. Как прошёл 2024 год? Оправдал ли он ваши надежды?

– Считаю, что этот год сложился неплохо, поскольку нам удалось продолжить развитие по всем главным направлениям. Расскажу, почему этот момент необходимо подчеркнуть. В 2023 г. мы отмечали юбилей Перми, готовили к этой дате много разных проектов. Думаю, все видели рабочую атмосферу, которая была в городе перед юбилеем. Итоги этой подготовки вылились в масштабное обновление городской среды – Пермь сильно преобразилась. Но ещё в подготовительный период я говорил о том, как важно сохранить взятый на старте темп. Что для этого нужно? Прежде всего – финансовые ресурсы. Также нужны грамотно составленные планы по отраслям. Мы ведь неслучайно принимаем бюджет на три года и верстаем расходы в программном формате. Это позволяет отчётливо видеть перспективу, понимать, что будет завтра. И это несмотря на сегодняшние объективные сложности в экономике. Согласен, что планы могут корректироваться, но главное – мы смогли удержать планку.

Радует, что Пермь продолжила уверенно идти вперёд по пути создания комфортной городской среды. Весомым подспорьем для нас являются федеральные и краевые средства. Губернатор Пермского края Дмитрий Махонин лично курирует воплощение важных инфраструктурных проектов в краевой столице. А если где-то возникали сложности, мы оперативно на них реагировали и тут же принимали меры. Наиболее яркий пример – выделение дополнительных средств на ремонт дворов. Город взял на себя решение этой задачи и все обязательства перед жителями выполнил.

В итоге по социальной составляющей, по инфраструктуре (дорожному строительству, благоустройству, расселению ветхого жилья), а также по отраслям транспорта и жилищно-коммунального хозяйства, которые всегда считались сложными, динамика в основном положительная. Поэтому моя оценка уходящего года по поводу ожиданий и итогов сдержанная, но оптимистическая