ВЕДЬ трамваи-то на самом важном направлении не ходят, да и прочий транспорт чаще прежнего простаивает в пробках. Так что электрички пока, пожалуй, самое надёжное и быстрое средство передвижения с запада города на его восток и обратно. И весьма символично, что именно в эти дни в Перми побывали сразу два заместителя начальника Свердловской железной дороги - Пётр Эсаулов и Сергей Нех: члены рабочей группы по переговорам с правительством края о создании Пермской пригородной пассажирской компании (ППК).
Процесс пошёл
НАПОМНИМ, за подобными открытыми акционерными обществами в ОАО «РЖД» видят будущее пригородных пассажироперевозок. Всего намечено учредить совместно с исполнительными властями субъектов Федерации чуть больше двадцати таких дочерних предприятий и к 2012 году выйти на их безубыточность с учётом компенсаций из региональных бюджетов. Но в данный момент существуют пока лишь одиннадцать, в частности, в соседнем Екатеринбурге есть «Свердловская пригородная компания», появившаяся в 2005 году.
Начинала она с обслуживания пассажиров в пригородных поездах и продажи билетов, а с прошлой осени стала полноценным перевозчиком и только за первую половину 2009-го доставила до мест назначения более
11,7 млн. пассажиров.
Примечательно, что вопрос учреждения «Пермской пригородной компании» стоял ещё с 2003 года, но всякий раз дело ограничивалось громкими заявлениями в прессе. И вот, наконец, процесс, что называется, пошёл. Как сообщил «Аргументам и фактам - Прикамье» Пётр Эсаулов, заместитель начальника СвЖД по реформированию и взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, 26 мая правление ОАО «РЖД» единогласно поддержало бизнес-план создания ППК, модель, методы и этапы её развития.
Основные решения должны быть приняты в ближайший месяц, а в настоящее время в Совет директоров «РЖД» передан необходимый пакет документов. Уставный капитал акционерного общества составит 100 тысяч рублей, 51 процент акций получат «Российские железные дороги», а 49 - Пермский край.
- Кроме того, - рассказал Пётр Михайлович, - сейчас мы формируем аппарат управления компании, и уже согласована кандидатура генерального директора. Она предложена правительством края и поддержана начальником дороги Владимиром Супруном.
ЧОПы и «зайцы»
- В ЧИСЛЕ ЖЕ приоритетных задач - скорейшее получение «Пермской пригородной компанией» лицензии на пассажирские перевозки с тем, чтобы ППК начала их на максимально возможном количестве пригородных маршрутов. Многое зависит от объёма выделяемых Пермским краем компенсаций так называемых выпадающих доходов. К слову, за шесть месяцев 2009-го убытки по Пермскому отделению СвЖД без учёта проезда железнодорожников, студентов и школьников предварительно оцениваются в 300 млн. рублей.
Для сравнения: за весь 2008 год общая цифра составила 428,3 миллиона. Но бизнес-планом предусмотрены мероприятия по повышению доходности и снижению убыточности пригородных перевозок. Одна из таких мер - пресечение безбилетного проезда.
На сегодняшний день в «зайцах» - чуть ли не половина пассажиров. Сокращение же числа безбилетников достигается полным охватом пригородных поездов разъездными билетными кассирами с привлечением охранных предприятий.
По опыту работы «Свердловской пригородной компании», где девяносто процентов разъездных кассиров работают в сопровождении сотрудников ЧОПов и линейной милиции, это увеличивает собираемость выручки почти в два раза.
Также планируется установка билетных терминалов, ведение разумной тарифной политики и организация трансмодальных перевозок (с использованием разных видов транспорта. - Ю. Т.). Тем не менее, важным остаётся вопрос поддержки из краевого бюджета.
Сошлись в главном
ВПРОЧЕМ, принципиальные разногласия в подходах руководства СвЖД и края по ряду вопросов пока никуда не исчезли, несмотря на подписанное Владимиром Путиным в декабре 2008-го Постановление правительства РФ №950. Оно определяет порядок участия субъектов Федерации в регулировании тарифов естественных монополий, в том числе и по железнодорожным перевозкам.
- Данный документ, - пояснил Пётр Эсаулов, - уже не просто предоставляет право, а фактически обязывает исполнительные власти регионов участвовать в этом регулировании. Но, к сожалению, позиция правительства Прикамья остаётся прежней. Регулировать тарифы, а значит, и гарантировать полное возмещение убытков из бюджета оно не считает возможным. А предлагает перевозчику через создание соответствующих рыночных условий самому устанавливать стоимость проезда, определять маршрутную сеть и отменять-назначать пригородные поезда. Мы же понимаем пассажирские перевозки не просто как бизнес, который способен приносить прибыль, но как бизнес социально значимый.
В условиях же кризиса - и как определённую меру социальной поддержки граждан. То есть требуются серьёзные бюджетные компенсации выпадающих доходов и проведение разумной тарифной политики с учётом платёжеспособности населения. Но важно, что мы сошлись с правительством края в одном - в необходимости создания ОАО «ППК»» и организации его эффективной во всех отношениях работы. И это - главное.
Смотрите также:
- Есть к чему стремиться. Как можно помочь малому предпринимательству? →
- Проезд в электричках подорожает в 1,5 раза →
- ...Куда сбежали пермские электрички? →