АРХИсложные проекты. Что нужно построить к 300-летию Перми?

По мнению архитектора, площадка ДК «Телта» имеет множество недостатков и не подходит для возведения галереи. © / Дмитрий Овчинников / АиФ

ДОСЬЕ
Игорь Луговой, родился 10 декабря 1962 г. в Норильске. Окончил Свердловский архитектурный институт (факультет «Промышленная архитектура»). Почётный архитектор России, заместитель председателя Пермской организации «Союза архитекторов». Женат, есть дочь.
В этом году эпопея с переездом Пермской художественной галереи и строительством новой сцены для театра оперы и балета вышла на новый виток. Почётный архитектор России Игорь Луговой считает, что эти знаковые для всего края здания наряду с историко-культурным комплексом Первогород нужно обязательно построить к 300-летию Перми.    
   

В интервью «АиФ-Прикамье» он рассказал, где лучше возводить эти здания и почему предлагаемые властями площадки не годятся.

На 10 лет назад?

Александр Переверзев, «АиФ-Прикамье»: Игорь Васильевич, вы последовательно несколько лет выступали против реконструкции бывшего здания ВКИУ под художественную галерею. Можно сказать, что вас наконец-то услышали: краевые власти отказались от этой идеи. Сейчас здание для галереи предлагают строить на месте ДК «Телта» (Окулова, 14), которое хотят снести. Вас можно поздравить?

Игорь Луговой: Поздравить надо Пермь с тем, что наши знаменитые деревянные боги никогда не переедут в казарму. Считаю, что свою миссию в судьбе галереи уже выполнил: три года практически один доказывал, что её нельзя засовывать в казарму. Сегодня это поняли все. Правда, после решения нового и.о. главы Пермского края. Но самое удивительное, что тут же, без всякого открытого профессионального обсуждения вариантов размещения, принимают решение о строительстве нового здания в квартале №19 со сносом ДК «Телта». В 2008 году уже признали, что это место по многим критериям не подходит для галереи, в 2014 году рабочая группа при губернаторе, рассмотрев 28 вариантов, снова забраковала его. Кстати, тогда же эксперты в качестве основной площадки выбрали городскую эспланаду.
И вот в марте 2017-го Пермь вернулась ровно на 10 лет назад, когда для галереи выбрали место ДК «Телта». Тогда провели международный конкурс «PermMuseum XXI», но после подведения итогов в 2008 году Олег Чиркунов, бывший губернатор, заявил, что место выбрали неудачное, а концепцию не доработали и от строительства власти отказались.
Мы снова сталкиваемся с отсутствием чёткого открытого и профессионального механизма анализа и принятия решения по важнейшим градостроительным объектам Перми и края. И пока так будет продолжаться, мы обречены перебирать варианты вслепую на основании дилетантских кулуарных решений и закрытых лоббистских предпочтений, тратить бесценное время и бюджетные средства в надежде на «авось, получится». Нет, не получится! И это в лучшем случае. А в худшем – получится построить такое здание, что будет обидно и за саму галерею, и за её коллекции, и за бессмысленно и бездарно потраченные бюджетные деньги.

– Какие минусы у этой площадки?

– Её площадь в один гектар не отвечает требованиям, по которым участок для музея с экспозицией больше 3 тыс. кв. м должен составлять не менее двух гектаров. Нет комплексного анализа градостроительной ситуации в этом месте. Транспортная, пешеходная и визуальная доступность объекта ниже, чем у большинства других вариантов размещения галереи, нет возможности дальнейшего расширения площадей.
Место неудачное ещё из-за близости железнодорожных путей, которые находятся на расстоянии всего 15-20 метров, и промышленных зданий, проблем с пешеходной доступностью и удалённостью от маршрутов общественного транспорта. Кроме того, новое здание неминуемо полностью закроет вид на Свято-Троицкий кафедральный собор (Слудская церковь) с главной видовой точки панорамы Перми. А это категорически запрещает проект охранных зон объектов культурного наследия.
Власти отказались от идеи разместить художественную галерею в бывших казармах. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Идея есть, а денег нет

– Но власти заявляют о создании своего рода «музейной мили» на берегу Камы. Недалеко от галереи на «Телте» в пятом квартале хотят возвести новое здание для театра оперы и балета, адаптировав старый проект Дэвида Чипперфильда.

   
   

– Идея так называемой «музейной мили» не нова. Её озвучивали ещё в 2007 году для обоснования переезда краеведческого музея в Дом пароходчика Николая Мешкова. Тогда тоже говорили о «культурном квартале», который охватил бы этот краеведческий музей, музей современного искусства в Речном вокзале, художественную галерею на месте ДК «Телта». Но реальных планов по благоустройству улиц Монастырская, Окулова, Попова, Куйбышева и Осинской нет. Денег на такие глобальные преобразования в бюджете не предусмотрены, возвращение музея PERMM в Речной вокзал уже невозможно.
Важно учитывать знаковость и символизм нашей художественной галереи. Место расположения музея должно их только усиливать. Площадка ДК Телта таким свойством не обладает.

Размещение новой сцены оперного театра в пятом квартале тоже имеет немало недостатков. Один из главных – нерешённость со статусом участка. Потребуется выкупать права собственности и аренды на разные участки в этом квартале, чтобы сформировать единый участок для проектирования. Говорить о какой-то адаптации или корректировке проекта Дэвида Чипперфильда не приходится. Эскизный проект отдельно стоящего здания театра, который сейчас делают иностранные архитекторы, по определению не имеет ничего общего с проектом реконструкции и расширения существующего театра. Но хотелось бы получить ответ на вопрос: «Почему совершенно новый проект по новому техническому заданию поручили без конкурса разрабатывать тому же архитектурному бюро, чей предыдущий проект руководство театра признало неудовлетворительным?». По меньшей мере, здесь возникает вопрос о нарушении закона уже на старте. Новый проект отдельно стоящего здания театра совершенно в другом месте не может быть корректировкой или адаптацией старого, от которого отказались в 2014 году. Это на 100% новый проект, поэтому право на его разработку должно быть получено только в результате конкурса.
Уже почти 85 лет бесценная коллекция ПГХГ хранится и экспонируется в Спасо-Преображенском кафедральном соборе. Фото: АиФ/ Дмитрий Овчинников

Усилить эспланаду

– Вы продолжаете настаивать на том, что место галереи – на горе Слудке рядом с эспланадой?

– Да, для галереи лучшее место – площадка бывшый кондитерской фабрики в квартале 48 или весь склон Слудской горы площадью 3 гектара. Эспланада – знаковая площадка для Перми, имеющая беспрецедентное гравитационное поле, уже насыщенная культурными объектами краевого и городского значения: здесь расположены органный зал и филармония, драмтеатр и библиотека им. Горького, Заксобрание и администрация губернатора. Если к ним добавить оперный театр и художественную галерею, то значимость эспланады многократно возрастёт. Здесь уже есть высокая общественная и культурная активность. Многие горожане хотели бы видеть на эспланаде благоустроенную парковую зону с отличным ландшафтным дизайном и озеленением. И размещение здесь новой сцены оперного театра с галереей позволит благоустроить и озеленить эспланаду, создать театральные сквер и площадь, разбить фонтаны и прогулочные дорожки.
Не за горами 300-летие Перми. Пора уже выделить несколько первоочередных объектов, которые нужно обязательно построить к этой знаменательной дате, которая может стать мобилизацией и мотивацией для Перми. Галерея и новая сцена оперного театра, которые, на мой взгляд, следует строить соответственно в кварталах №№ 48 и 68, входят в этот список главных проектов. И, конечно же, к 300-летию Перми нужно воссоздать колыбель города – построить историко-культурный комплекс «Первогород» в устье реки Егошихи при слиянии с Камой. Это самый достойный проект к юбилею города. Надеемся, что новый губернатор края поддержит эту инициативу.