Для безопасности. Исчезнут ли с городских улиц электросамокаты?

Жители предлагают ограничить скорость СИМ в пешеходных зонах и определить места парковок. © / Аня Якурнова, / АиФ

В Перми заработают новые правила парковки электросамокатов, использование которых в городе вызывает сегодня массу вопросов. По статистике, число происшествий с участием средств индивидуальной мобильности (СИМ), к которым относятся и велосипеды, и самокаты, в Перми растёт. В ГИБДД уточняют, что по количеству ДТП с их участием Пермский край занимает второе место среди регионов РФ.

   
   

В администрации Перми во время публичных слушаний с участием городской общественности и сотрудников ГИБДД обсуждался вопрос по безопасному размещению средств индивидуальной мобильности, рассматривались изменения в городские правила благоустройства.

Это уже вторые публичные слушания, на которых мэрия представила доработанный проект. 

Вписать в общий поток

Как рассказала заместитель начальника городского департамента дорог и благоустройства Елена Мамонова, сейчас на территории города работают компании, предоставляющие услуги кикшеринга, то есть проката электросамокатов. СИМ пользуются тысячи жителей. Настало время вписывать новых участников дорожного движения в общие правила.

Начальник отделения пропаганды безопасности дорожного движения госавтоинспекции города Перми Владимир Яцук отметил, что прошлый сезон показал резкое увеличение количества происшествий с участием электросамокатов. За год было зарегистрировано 76 ДТП, в которых 81 человек получил травмы, а один человек погиб. Владимир Яцук акцентировал внимание на том, что 71 % случаев травматизма – это аварии с устройствами, взятыми в аренду.

«В основном пользователи СИМ допускают наезды на пешеходов и столкновения. Это связано с тем, что зачастую люди, берущие самокаты в аренду, не соблюдают правила дорожного движения и развивают значительную скорость на тротуарах. Отдельная проблема – использование электросамокатов подростками», – отметил Владимир Яцук.

В мэрии пояснили, что новые правила, разработанные городскими властями, принимаются для выработки конструктивного подхода к организации безопасного движения и размещения средств индивидуальной мобильности на территории Перми. Необходимо, чтобы все жители могли одинаково безопасно и комфортно чувствовать себя на улицах города.

   
   

В центре города – нельзя

Действующие городские правила благоустройства запрещают оставлять личное имущество на территории общего пользования. Эти правила касаются и электросамокатов (и личных, и прокатных). Их нельзя оставлять на газонах, цветниках, детских игровых и спортивных площадках.

Но правило это нарушается повсеместно. Жители жалуются в администрацию на брошенные посреди тротуаров или на остановках общественного транспорта самокаты. Мешает это также работе коммунальной техники.

Данный вопрос не остался без внимания экспертов в транспортной отрасли. Доктор технических наук, директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов сказал, что оптимальной была бы ситуация, когда муниципалитет предоставляет определённые места, подконтрольные кикшеринговым компаниям, в которых начинаются и заканчиваются поездки на арендованных электросамокатах.

«Это могут быть велопарковки, места возле тротуаров и велодорожек. Кроме того, прогрессивными являются технологии программного ограничения скорости арендованного электросамоката в определённых зонах, например, в центральном планировочном районе города. Данный комплекс мер поможет привить культуру вождения на электросамокатах, снижая скорость там, где существует плотный пешеходный трафик», – отметил Михаил Якимов.

Навести порядок

При разработке изменений в правила учли обращения пешеходов и автомобилистов, которые считают, что нужно тщательнее контролировать ситуацию на дорогах.

Во время публичных слушаний председатель ТОС «Посёлок Геологов» Екатерина Черемных рассказала, что часто сталкивается с жалобами жителей.

«Часто можно наблюдать картину, как на самокате катаются вдвоём и даже втроём. Скорость их передвижения на тротуарах явно выше разрешённой. На пешеходном переходе водители электросамокатов неожиданно выскакивают перед автомобилистами, что создаёт опасные дорожные ситуации. Конечно, необходимо навести порядок в этом вопросе», – считает Екатерина Черемных.

Новые правила будут предполагать, что электросамокаты на территориях общего пользования должны будут храниться исключительно на велопарковках. Причём оговаривается, что транспорт должен располагаться стоя на колёсах, параллельно стойке крепления. В центре города парковки для СИМ не предусмотрены.

Если владельцы мобильной техники нарушат правила и бросят самокат в неположенном месте, то, как и в случае с автомобилем, припаркованном в неположенном месте, самокат будет отправлен на штрафстоянку, владельцу будет выписан штраф. А получить обратно железного коня можно будет только после того, как владелец заплатит штраф и предъявит на него права.

Как рассказали в администрации Перми, планируется также урегулировать вывоз и перемещение прокатных электросамокатов, которые будут оставлять вне разрешённых мест. Собственники в этом случае должны будут выплатить городской казне компенсацию за транспортировку и хранение самоката. Транспорт вернут владельцу после выплаты всех расходов.

После внесения изменений в правила благоустройства эти полномочия будут переданы администрации города Перми для разработки и принятия мер по их реализации.

В завершение публичных слушаний представители мэрии отметили, что предложения и замечания, которые поступили от участников, рассмотрят и проанализируют. При необходимости в проект решения внесут корректировки.