Весной 2019 года в Перми стартовала транспортная реформа. Её основной целью было, казалось бы, невозможное – навести порядок в отрасли. Проблем было достаточно: обветшавший парк, отказы перевозчиков от невыгодных, но столь нужных горожанам маршрутов, несоблюдение расписания рейсов, невозможность оплачивать поездки электронным путём.
Три с половиной года спустя городские власти объявили, что реформа завершена. Итоги преобразований обсудили на круглом столе, участие в котором приняли представители мэрии, депутаты городского парламента и перевозчики.
Цели достигнуты?
Начиная транспортную реформу, городские власти обозначили несколько задач, которые предстояло решить.
Первым делом мэрия инициировала переход к брутто-контрактам с перевозчиками. Если раньше плата, собранная за проезд, оставалась у предпринимателей, и многие из них в буквальном смысле слова гнались за пассажирами, то сейчас работу оплачивают власти в рамках договоров, если выполнены все обязательства. Одно из них – строгое соблюдение расписания. Не выполнил рейс – не только потерял прибыль, но и заплатил штраф. Таким образом, отрасль от рыночной модели перешла к социально ориентированной. Дату выхода на линию первых 10 маршрутов, которые работали по новой схеме, как раз считают отправной точкой реформы. Произошло это в мае 2019 года.
Параллельно начали обновлять парк. Сейчас многие пермяки уже и не помнят, что когда-то по улицам города курсировали не красные автобусы с кондиционерами и удобными сиденьями, а потрёпанные жизнью «Мерседесы». Прежде средний возраст общественного транспорта в Перми составлял 12 лет. Теперь это три года.
Третья решённая задача – переход к безналичной оплате поездок и внедрение единых проездных, четвёртая – оптимизация маршрутной сети, охватывающей отдалённые районы города. Пятая цель – развитие трамвайного движения. Шестая – повышение качества и безопасности перевозок. Так, удалось снизить на 40% количество ДТП с общественным транспортом и число падений пассажиров в салоне.
«За три года мы прошли достаточно большой путь в реформировании общественного транспорта, – отметил руководитель департамента транспорта. – Сегодня реформа закончена. Она перешла в планомерно текущую работу, направленную на развитие отрасли. Мы считаем, что не достигли только одного намеченного показателя – обновления остановочных павильонов. Но над этим мы сейчас работаем».
Если говорить об экономических показателях отрасли, то сейчас она восстанавливается после пандемии. Речь о пассажиропотоке. В 2020 г. пермяки совершили 155 млн поездок. В 2021-м – 192 млн. Прогноз на 2022 г. – 194 млн. План по доходам выполняется. Благодаря этому нет необходимости увеличивать бюджетные расходы на отрасль.
Тариф изменится?
Во время круглого стола парламентарии поинтересовались, можно ли снизить размер вливаний в отрасль из муниципальной казны.
Так, год назад экономически обоснованный тариф на проезд в общественном транспорте Перми составлял 35 руб. Однако при пересмотре размера платы стоимость поездки увеличилась до 39. При этом пользователи гражданских проездных тратят на билет в среднем около 26 руб., льготных – 20,6 руб. Бесплатно пользуются транспортом ученики 1–4-х классов.
Сейчас экономически обоснованный тариф – 39 руб. Об этом не так давно сообщил департамент транспорта. И, конечно, многих пермяков волнует, вырастет ли стоимость проезда в ближайшем будущем.
«В данный момент мы не готовим проект решения по повышению тарифа для рассмотрения думой. Но мы понимаем, что всё дорожает», – сообщил Анатолий Путин.
К примеру, водителям автобусов и трамваев необходимо индексировать зарплату. Цены на запчасти для подвижного состава повысились в три раза. Автобусы подорожали с 12 до 18 млн руб. Кроме того, увеличиваются траты на содержание трамвайных путей.
Планы на будущее
В мэрии Перми уверены, что результаты реформы станут платформой для дальнейшего улучшения системы общественного транспорта. Направления для будущей работы уже обозначили. Одно из центральных – развитие трамвайного движения. Это и масштабный ремонт путей, и покупка новых вагонов. Также планируется строить новые трамвайные ветки.
Для того чтобы сократить расходы отрасли, увеличат число автобусов, которые заправляются более дешёвым топливом – газом. Сейчас в контрактах, которые заключают с перевозчиками, прописано, что в парке у последних такой транспорт должен составлять 30%. В 2024 г. цифра увеличится до 50%.
В числе задач и снизить загруженность транспорта, чтобы пассажирам было комфортнее передвигаться в нём в часы пик. Следующий пункт – обновление остановочных павильонов. Работа уже начата. В городе появляются умные остановки. Они оборудованы камерами для борьбы с вандалами, информационными табло, которые показывают, какие маршруты проходят по улице, когда ближайший рейс.
Справка
Пермь сейчас на втором месте в России по качеству общественного транспорта. На третьем (после Москвы и Санкт-Петербурга) по количеству магистральных маршрутов. Это те, что начинают работу в 6:00, заканчивают не ранее 23:00 и ходят с интервалом не более 10 минут. В Перми сейчас 20 таких маршрутов (17 автобусных и 3 трамвайных).
Кроме того, краевой центр вошёл в топ-5 городов-лидеров повестки развития общественного транспорта.