Безопасность всех участников дорожного движения при использовании жителями Перми транспортных средств, взятых в аренду, в том числе электросамокатов стала темой публичных слушаний в администрации столицы Прикамья.
На слушания, в которых приняли участие городская общественность, депутаты и сотрудники ГИБДД, обсуждался вопрос внесения изменений в Правила благоустройства территории, которые касаются размещения средств индивидуальной мобильности.
Тема актуальная для горожан. Как отметили в администрации Перми, с момента появления в городе сервисов кикшерига, власти города и ГИБДД ведут совместную работу по наведению порядка при использовании электросамокатов и обеспечения безопасности всех участников дорожного движения. Правила благоустройства Перми запрещают складировать или временно хранить имущество, предназначенное для личного пользования на территории общего пользования – газонах, цветниках, детских игровых и спортивных площадках, вне специально отведённых для этого мест. Это касается и электросамокатов. Но как показывает практика, эти правила нарушаются – пермяки замечают, что электросамокаты оказываются брошенными в неположенных местах.
На территории Перми работают компании по прокату электросамокатов. В докладе заместителя начальника департамента дорог и благоустройства администрации Перми говорилось о том, что изменения предполагают определённые требования к размещению электросамокатов. Правила планируют дополнить разделом, который оговаривает хранение их исключительно на велопарковках. Эти правила относятся к электросамокатам – личным средствам передвижения пермяков и тем, что используются в коммерческих целях. На сегодняшний день в центре Перми парковки для СИМ не предусмотрены.
Изменения должны урегулировать вывоз или перемещение прокатных СИМ, которые были оставлены не по правилам – вне специально определённых мест. Как и в случае с парковкой автомобиля в запрещённом месте, владельцам электросамоката, оставленного там, где запрещено, придется компенсировать затраты на перемещение и хранение сигвея.
После того, как в Правила благоустройства будут внесены изменения, эти полномочия передадут администрации Перми для разработки и принятия мер по их реализации.
По словам начальника отделения госавтоинспеции Перми Владимира Яцука, в прошлом сезоне количество ДТП с участием электросамокатов резко возросло. За год было зарегистрировано 76 ДТП, в которых 81 пермяк получил травмы, 1 человек погиб. Большинство таких случаев (71%) случились с устройствами, которые были взяты в аренду. Отдельная проблема – использование электросамокатов подростками. По количеству ДТП с участием СИМ в 2023 году Прикамье занимает второе место среди регионов РФ.
Новые правила, разработанные городскими властями, принимаются с учётом обращений пешеходов и автомобилистов, которые считают, что необходимо более тщательно контролировать ситуацию на дорогах.
Так, председатель ТОС «Посёлок Геологов»» Екатерина Черемных рассказала, что к ней часто обращаются жители с жалобами по поводу электросамокатов, брошенных, где угодно.
«Их оставляют на тротуарах, остановках, во дворах, иногда они просто «валяются» на дороге. Очень часто можно наблюдать картину, как на самокате катаются вдвоем, и даже втроем. Скорость их передвижения на тротуарах явно выше разрешенной. На пешеходном переходе водители электросамокатов неожиданно выскакивают перед автомобилистами, что создает опасные дорожные ситуации. Конечно, необходимо навести порядок в этом вопросе», - сообщила Екатерина Черемных.
Каким может быть выход из ситуации? По мнению доктора технических наук, директора Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаила Якимова, оптимальным решением может стать выделение муниципалитетом определённых мест, которые будут отданы кикшеринговым компаниям, чтобы на них контролировать старт и финиш поездки арендованных электросамокатов.
«Кроме того, прогрессивными являются технологии программного ограничения скорости арендованного электросамоката, при вхождении его в зону скоростных ограничений, например, в центральном планировочном районе города. Данный комплекс мер поможет привить культуру вождения на электросамокатах, снижая скорость там, где существует плотный пешеходный трафик», – отметил Михаил Якимов.
В завершение публичных слушаний представители мэрии отметили, что предложения и замечания, которые поступили от участников, будут рассмотрены и проанализированы. Затем будет дано мотивированное объяснение принятия или отклонения предложений. Если понадобится, на их основе в проект решения будут внесены корректировки.