Эти и другие вопросы обсудили на прошлой неделе в Перми участники Градостроительного совета во время очередного заседания.
Пешеходам или автомобилистам?
Больше всего разговоров – про ул. Пермскую. В 2014 г. на её участке, ограниченном ул. Газеты «Звезда» и Компросом, открыли «пермский Арбат». Территорию сделали полностью пешеходной. Улица наполнилась жизнью – здесь торговали сувенирами и хендмейдом, кузнецы ковали изделия, а пермяки наслаждались прогулками. Но прошло несколько лет, и пешеходная часть опустела. Как сообщили на Градостроительном совете, статистика пешеходного трафика показала: пермяки перестали по ней гулять. Конечно, молодёжь, которая регулярно собирается на Пермской в выходные летом, с этим может поспорить. Но большую часть времени улица всё же пустует, особенно днём. Получается, что она «простаивает» – машинам по ней полноценно ездить нельзя, а горожан она не привлекает. Возникает резонный вопрос: что делать?
Важно также благоустроить пространство – наполнить его зеленью, новыми лавками, столиками. При обновлении пешеходного участка Елена Ермолина предлагает взять за основу тактический урбанизм – делать всё относительно дёшево, быстро и использовать несложные способы переделки улицы. Преображение должно стать не очень затратным на случай, если пространство не станет пользоваться популярностью у горожан.
Другой вариант – смежный. Можно открыть движение транспорта только по одной полосе, оставив расширенную территорию для прогулочной зоны. При этом пешеходно-проезжую часть «Арбата» можно расширить до ул. Сибирской. Движение транспорта можно сделать как односторонним, так и двусторонним с карманами для пропуска встречных машин. Такой компромиссный вариант, казалось бы, устроил и автомобилистов, и желающих оставить пешеходную улицу. Но, как справедливо заметили некоторые члены Градсовета, при таком формате улицы могут возникать пробки. К тому же культура вождения в краевой столице оставляет желать лучшего: вряд ли все захотят терпеливо пропускать машины, опаздывая на работу.
Участники совета обсудили ещё один вариант развития ул. Пермской: прозвучало предложение сделать её пешеходной только на выходные. В остальное же время открыть движение. Такой формат успешно работает в некоторых городах России – к примеру, в Краснодаре.
«Мы будем советоваться с жителями. Нам важно, что скажут люди. И конечно, надо ещё посоветоваться с представителями бизнеса, так как основой развития улицы могут стать внебюджетные источники. В том случае, если бизнес готов взять на себя открытие кафе, аттракционов и других видов уличного досуга для людей, городские власти поддержат эти начинания».
В едином стиле
Другой вопрос, который подняли на заседании Градсовета, – внешний вид городских киосков и павильонов. В последнее время тема нестационарных торговых объектов (НТО) – одна из самых обсуждаемых. Приведение их к единому внешнему виду, который бы не портил облик города, – важный шаг по преображению Перми. Многие жители жалуются на разномастные сооружения, которые люди не гнушаются обклеивать рекламными объявлениями. В итоге у краевой столицы создаётся неряшливый образ. В апреле краевой Минстрой провёл конкурс по разработке типового архитектурного вида НТО. Проекты победителей и представили на Градостроительном совете.
Как рассказала и. о. начальника департамента экономики и промышленной политики Перми Ирина Пименова, при разработке проекта по единому стилю киосков учитывались особенности разных районов города. Концепцию ещё будут корректировать. Во время обсуждения некоторые члены совета обеспокоились тем, насколько надёжны будут конструкции и не придут ли они быстро в негодный вид из-за проделок вандалов.
В Перми планируют устанавливать киоски и павильоны трёх видов – в зависимости от территории. В центре будут минималистичные прозрачные конструкции, в спальных и отдалённых районах – более простые и фундаментальные.
Что решили?
Главный вывод прошедшего заседания Градсовета – начало положено, теперь дело за дальнейшим обсуждением и поиском оптимального решения по каждому вопросу.
«Надо все идеи, которые мы обсуждали, воплотить в жизнь. Впереди важный этап проектирования, к которому надо отнестись очень внимательно, – сказал эксперт. – В первую очередь нужен жёсткий контроль за тем, как в дальнейшем будут разрабатывать проекты. Нужно следить, чтобы всё, чего удалось добиться (детально проработанные идеи, успешно прошедший конкурс по выбору стиля НТО), было не зря».
Три варианта «перезагрузки» ул. Пермской
■ Создание пешеходной улицы от Комсомольского проспекта до ул. Сибирской.
■ Пешеходная улица будет от Компроса до ул. Газеты «Звезда», а от ул. Газеты «Звезда» до ул. Сибирской – с «успокоенным» движением транспорта и приоритетом пешеходного движения.
■ От Компроса до ул. Сибирской будет простираться улица с «успокоенным» движением транспорта и пешеходной зоной.
Смотрите также:
- Сити-место пусто не бывает. Алексей Луканин о «Народном голосовании» →
- Умный город. Игорь Папков о том, как сделать Пермь удобной для всех →
- Перми нужен Институт генплана →