Сейфы и любовные послания. Что находится внутри Красных казарм в Перми

Виктор Михалёв / АиФ

Некогда закрытый военный комплекс на территории микрорайона «Красные казармы» в Перми активно застраивается высотками. Старые здания из красного кирпича разрушаются и, возможно, скоро совсем исчезнут с карты города. Корреспондент «АиФ-Прикамье» побывал на территории Красных казарм» и узнал, как сейчас выглядят исторические здания когда-то недоступного для посещения военного городка.

   
   

История «запретной зоны»

Об истории места, где когда-то жили и служили военные, мы попросили рассказать журналиста и краеведа, председателя Пермского общества краеведения и члена совета по топонимике при администрации Перми Владимира Гладышева.

«Военные городки, подобные Красным казармам, появились в начале ХХ века на всей территории Российской империи. Это была блестяще выполненная программа, позволившая решить проблемы обустройства места службы тысяч военнослужащих. Пермские Красные казармы появились перед 1-й мировой войной», - рассказывает Владимир Гладышев.

Красные казармы когда-то выглядели так. Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

По словам краеведа, красные казармы – уникальный объект культурного наследия, он стоит на учёте как памятник истории, охраняемый государством. Другого такого уголка в огромной Перми нет. Военный городок, что на «Зелёнке» (микрорайон «Зеленое хозяйство»), – это архитектурный комплекс, построенный по проекту известного зодчего Василия Попатенко в начале ХХ века. По сведениям историка Дмитрия Лобанова исходные (базовые) эскизы зданий были предоставлены по линии Главной казарменной комиссии гражданским инженером Станиславом Воловским. Но без привязки к местности, без творческого переосмысления такие «образцовые» проекты мало что значили.

План казарм с автографом Станислава Воловского. Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

Комплекс Красных казарм включал в себя не только собственно казармы, но и квартиры для офицеров, лазарет и всё, что принято включать в понятие «цивилизованный быт». Здания построены в едином строгом стиле рационального модерна, высота их не превышает трех этажей. В царские времена казармы начали строить для 49 артиллерийской бригады. Почти одновременно со строительством летом 1910 года началось  формирование 194 пехотного Троицко-Сергиевского полка, в который были переведены офицеры и солдаты 232 резервного Ирбитский батальона.

 В годы гражданской войны здесь разместили артиллерийские склад (позднее в советские годы -  база, арсенал). В декабре 1918 года именно в Красных казармах находилась артиллерийская батарея, которую ее командир, бывший офицер Валюженич, сдал колчаковцам, внезапно атаковавшим подразделения 3-й армии красных. Эти события большевиками были названы «пермской катастрофой». В начале Великой Отечественной войны в Красных казармах была сформирована, в основном из пермяков, 112-я стрелковая дивизия, отличившаяся в кровопролитных июльских боях 1941 года под Краславой. Все военные годы в Красных казармах действовало пулеметно-минометное училище.

«В разное время здесь бывали известные люди: Надежда Крупская, Клавдия Кирсанова. Они проводили среди солдат агитационную, пропагандистскую работу. В честь революционерок на краснокирпичных корпусах были установлены мемориальные доски. До наших дней сохранилась одна из них. Несколько раз приезжал сюда маршал Победы Георгий Жуков, в бытность свою командующий Уральским военным округом, - говорит Владимир Гладышев, - А с 1990-х воинские подразделения из этого исторического уголка постепенно стали выводить. Сейчас здесь остается военная комендатура Пермского гарнизона».

   
   

В послевоенные годы на территории Красных казарм появилось несколько одно- и двухэтажных строений, в стиле так называемого «сталинского ренессанса». Часть бетонного забора убрали. По проекту архитектурной мастерской Менделя Футлика здесь возведено четыре крупных жилых блока в 25 этажей. По проекту реконструкции улицы Сибирской и площади Карла Маркса Красные казармы планировалось «раскрыть» в сторону города, для чего здание с гарнизонным универмагом намечалось снести.

Романтика заброшенных зданий

Дорога между зданиями из красного кирпича, построенных в XX веке, петляет огибая заборы и гаражи. Первое заброшенное двухэтажное здание находится за площадью Карла Маркса. Из года в год оно заметно меняет свой облик. После того, как жильцы его покинули, здесь побывали охотники за цветным металлом. Исчезли старинные металлические решётки на окнах, электрические провода, печные заслонки и всё остальное, что может иметь какую-то ценность.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Нашим экскурсоводом в необычном путешествии по бывшим военным казармам стал пермский геолог, фотограф и ураловед Владислав Тимофеев.

Первое на что обращает внимание Владислав - это «оригинальные» деревянные двери и окна исторического здания. Внутри кирпичного общежития вдоль коридоров располагаются отдельные комнаты-квартиры. Большинство дверей, ведущих в них деревянные, но встречаются и обитые железом. Возможно в таких помещениях хранились ценные вещи или жили семьи офицеров. В квартирах сделан ремонт, характерный для 90-х годов: потолки покрыты современными материалами, есть искусственные перегородки в комнатах, встречается паркет, местами от прежних хозяев остались гардины, шторы, люстры и некоторая мебель. Сквозь обвалившиеся современные потолки в нескольких местах видна историческая декоративная лепнина, а арочные потолки заметно выделяются и придают помещениям дополнительный объём.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Комнаты, в которых жили дети, обклеены обоями с весёлыми рисунками: пчёлками и мишками. В одной из таких квартир, возможно, жил художник. На стенах его комнаты остались большие картины, а перекидной календарь замер в ноябре-декабре 2017 года.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Некоторые вещи напоминают о том, что здесь жили военные. Например, внутри здания сохранилась мозаика с изображением связистов, в комнатах можно найти одежду военных, крышки от ящиков с номерами воинской части, информационные плакаты.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Военные ящики, по-видимому, в быту использовались вместо сундуков для хранения вещей.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Помещения без окон в глубине здания заняли его «новые жильцы».

Они принесли сюда из других комнат матрас, зеркало, шкафчик, стаканы и другие вещи, необходимые для временного быта.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

В другой комнате мы обнаружили множество старых разобранных сотовых телефонов без микросхем. На одной из стен коридора красуется относительно свежий рисунок с поздравлением. Возможно, под покровом ночи, здесь тайно встречаются бесстрашная медсестра Катя и влюблённый по уши бравый солдат.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Через здание снизу вверх проходят кирпичные вентиляционные шахты и дымоходы, а на второй этаж ведёт широкая лесенка.

«Обрати внимание, лесенка на верхний этаж гранитная, - подмечает Владислав Тимофеев. - Самое интересное должно быть на чердаке. Как правило, исторические артефакты встречаются именно там. На чердаке люди хранят вещи, которые им жалко выкинуть и которые, как они думают, могут пригодиться потом».

Однако на чердаке мы увидели только несколько плакатов с радиотелеграфными кодами и деревянный ушат.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Военный колорит

По дороге к следующему ветхому дому нам то и дело попадались таблички, напоминающие, о воинском прошлом: «Стой! Запретная зона. Охраняется часовым. Контрольно-пропускной пункт в/ч 74085».

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Местами на дороге разрушился асфальт и стали видны камни.

«Это булыжная мостовая, возможно дореволюционная или годов 20-х 30-х, явно довоенная.

Такая же была на улице Уральской со старыми опорными столбами для контактной сети, но её заменили асфальтом. В городе булыжная мостовая есть ещё на спуске к реке Егошихе на Разгуляе», - рассказывает ураловед Владислав Тимофеев.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Когда-то на территории казарм стоял памятник Владимиру Ильичу Ленину, потом с него срезали верхнюю часть, за что он получил прозвище «Памятник полуленину». Затем и нижняя часть памятника пропала.

Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

Также здесь была 210-мм дальнобойная пушка Бр-17 №1 образца 1939 года, по некоторым данным её перевезли в Свердловскую область в музей военной техники в Верхней Пышме. 

СПРАВКА
Арт орудие БР-17 калибр 210 мм находилось в Перми за забором 39-го арсенала Главного ракетно-артиллерийского управления Минобороны РФ. По сведениям краеведа Михаила Грифа, орудие БР-17 калибром 210 мм в конце 1930-х годов было изготовлено на Сталинградском заводе «Баррикады» (отсюда индекс) по лицензии, приобретенной у Чехословакии. Вместе с другими орудиями они составили три отдельных полка особой мощности (1-й, 2-й и 18-й гвардейские). Всего к 1944 году в Советской Армии имелось девять пушек БР-17. Как трофей находились такие орудия и в германском вермахте — использовались под Ленинградом и на Атлантическом валу. Дальность стрельбы этих пушек — около 20 километров. Каким путем «знатная иностранка» попала в Пермь (их сохранилось три — по одной ещё находится в Москве и Санкт-Петербурге), точно неизвестно. Скорее всего, её отправили к нам после Великой Отечественной войны и расформирования указанных выше частей.
Орудие БР уже в музее Верхней Пышмы. Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

«С родителями мы жили недалеко отсюда. Здесь проходила железная дорога и маленьким я часто видел поезда с военной техникой, а около одного из зданий были установлены два вагона, по-видимому, для обучения солдат», - вспоминает Владислав Тимофеев.

Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

Второй заброшенный дом находится в шаговой доступности от жилого комплекса «Арсенал». У административного здания ещё целые стёкла, есть решётки на окнах, а внутри сохранились батареи и перила на лестницах.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Охотники за металлом ещё не успели добраться до этого дома. В коридорах встречаются офисные стулья, сейфы и металлические двери.

Красные казармы. Фото: АиФ/ Виктор Михалёв

Одинокая штанга на полу одной из комнат говорит о том, что здесь раньше был спортивный зал. Другую комнату «облюбовали» строители, здесь они оставили старую одежду и строительные каски. Вероятно, скоро эти дома будут снесены и о воинском прошлом исторического места в центре города останутся только воспоминания.

Кистью художника

Свой  взгляд на заповедный уголок  имеет известный художник Валерий Подкуйко, он относится к местным фовистам,  каких немного в  Перми. Их отличает экспрессивная самобытная манера живописи. Валерий  задумал серию работ, посвященных историческим уголкам Перми. Он создал в 2010-11 году серию пейзажей, запечатлевших Красные казармы, и показал их в Белой гостиной городской думы.

Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

«Место романтичное и  загадочное, - говорит автор. - Великолепный архитектурный ансамбль, старинная изящная кирпичная кладка, роскошные березовые аллеи, тополя. Но я пишу не столько архитектуру, сколько состояние, ситуацию. Вспоминаю свое детство, проведенное здесь, неподалеку, всё, что было. А было в 1950-х –  глубокий пруд с карасями, были кузница, стадион, турники, беговые дорожки, волейбольная и баскетбольная площадки, библиотека, клумбы… Помню, как мы бегали на стрельбище, собирали гильзы. Жаль, что не сохранили ничего».

Ностальгия живописца понятна. И хранить, безусловно, есть что. Вот почему так трогает за душу пейзаж, в котором на фоне краснокирпичного архитектурного памятника скачет белый жеребёнок.

Фото: Из личного архива/ Владимир Гладышев

Владимир Гладышев вспоминает: «Когда-то, во время срочной армейской службы, приезжал сюда и я. Мы участвовали в соревнованиях по радиоспорту. Утром нас гоняли на зарядку по дорожкам вокруг казарм… Тогда и не думалось, что это все памятники. А с 1990-х воинские подразделения из этого исторического уголка постепенно стали выводить. Долго продолжала работать военная комендатура Пермского гарнизона.»