Игры, мультики, фильмы, соцсети… Стоит лишь включить телефон или планшет, и всё это будет доступно. Кажется, что гаджеты открывают для нас невиданные возможности. Но, в то же время, мы не замечаем, как становимся зависимыми от них. И, если взрослому человеку ещё по силам с этим справиться, то дети попадают в самый настоящий цифровой плен. В результате страдают психика, зрение, да и всё здоровье в целом.
Как нащупать тонкую грань между пользой и вредом телефонов и планшетов, «АиФ-Прикамье» выяснил у детского невролога.
Истощённые дети
Сказать, что гаджеты – это абсолютное зло, конечно, нельзя. Мы вызываем с их помощью такси, заказываем еду, связываемся с близкими, учимся чему-то. Но всё хорошо в меру. Зависимость от гаджета чревата психологическими проблемами. Нельзя, чтобы он отбирал всё свободное время и заменял живое общение, предупреждают специалисты. Особенно в случае с детьми.
Человеческий организм в целом и мозг в частности устроены так, что все неиспользуемые нами ресурсы со временем атрофируются. Это касается не только мышц, суставов, но и клеток мозга. В нём сохраняются только те нейронные связи, которые задействованы постоянно. Остальные истощаются. Суть обучения (речь и о жизненном опыте) в том, чтобы использовать как можно больше нейронных связей. Так развиваются мыслительные процессы, память, внимание, воображение.
«Ребёнок долго не засыпает, иногда в постель не загонишь – всё скачет», «Любую неприятность сын воспринимает как апокалипсис, кричит, ревёт», «Дочь не может сосредоточиться на уроках, отвлекается каждую секунду» – это лишь часть проблем, с которыми родители маленьких пермяков обращаются за помощью к специалистам. Одной из причин такого поведения детей могут быть гаджеты.
«На самом деле, ребёнку в возрасте до трёх лет вообще не нужен сотовый (или планшет). Малыш ещё не понимает, что это такое. Изображение на экране он воспринимает просто как быструю смену картинок. Такая фотостимуляция на ребёнка оказывает чрезмерное водействие, утомляет, перегружает мозг. У нас есть несколько типов реагирования нервной системы: меланхолик, сангвиник, холерик, флегматик. В зависимости от темперамента ребёнка, который изначально наследуется от родителей, формируется ответная реакция на раздражители. У одних избыточная фотостимуляция вызывает гипервозбудимость, истерики, у других – нервное истощение. Если мозг ребёнка перегружен, малыш может остановиться в развитии. К примеру, не начать говорить в год. Детям нужно с кого-то копировать речь, поведение. Если родителей заменяет телефон, этого не происходит», – говорит Александра Сидоренко.
Чем больше вы общаетесь с ребёнком (читаете стихи, сказки, поёте песни, играете), тем быстрее он развивается, познаёт мир. А вот из-за гаджетов дети перестают обдумывать и планировать свои действия, не пытаются активно искать информацию, полагаясь на лёгкий путь к достижению любой цели.
«Сколько вешать в граммах»
Начинать общение с гаджетами стоит не раньше 5-6 лет, считают врачи. Понятно, что это удобно: посадить маленького ребёнка с телефоном и заниматься своими делами. Но последствия будут печальными. А в 5-6 лет у любимого чада уже сформирована речь, получен некий опыт общения с окружающими. При этом родители должны объяснять, что гаджет – это не средство для развлечения, а приспособление для связи с людьми. Кроме того, важна дозировка.
«Если вы всё же даёте ребёнку в возрасте от года до 4 лет смотреть мультики на телефоне или планшете, то проводить с гаджетом он может не более 30 минут в сутки. Причём, лучше, если изображение будет на большом экране и на достаточном расстоянии от глаз. В противном случае могут появиться проблемы со зрением (астигматизм, косоглазие…) из-за большой нагрузки на аккомодационные и двигательные мышцы глаза . Также следует следить за тем, чтобы не страдала осанка. Детям в возрасте 5-7 лет и ученикам начальных классов не рекомендую проводить с телефоном (или другим девайсом) больше 40 минут в день. Школьникам постарше время можно увеличить до 60-90 минут в сутки», – рассказывает Александра Сидоренко.
Когда можно пользоваться гаджетами? Днём. Выключать их следует за два часа до сна, чтобы мозг готовился к отдыху и спокойно перерабатывал полученную за день информацию. Хватать сотовый с самого утра тоже не стоит. Нужно подождать, пока пробудится нервная система.
Выучи уроки – получишь телефон
Ещё один важный вопрос – стоит ли превращать гаджет в средство манипуляции ребёнком? Многие родители говорят детям: «Вот выучишь уроки, тогда и поиграешь на телефоне» или «Будешь себя плохо вести, не получишь планшет». Специалисты уверены, что такой шантаж вреден.
«Ребёнок должен понимать, ради чего он учится, занимается домашними делами. Это не ради игры или мультфильма, а ради получения знаний и помощи своим родителям. При шантаже телефоном у детей происходит подмена ценностей. Они начинают делать всё только ради презента. Аналогичная ситуация складывается, когда ребёнку дают деньги за хорошие отметки», – говорит Александра Сидоренко.
А теперь кульминация: как «достать из телефона» сына или дочь без скандалов и сцен? Можно установить на гаджет программу родительского контроля и задавать время использования того или иного приложения. Более эффективный вариант – заменить сотовый или планшет живым общением с родителями, то есть предложить более приятную альтернативу: вместе поиграть, почитать, заняться хобби, сходить на прогулку или выехать загород. Помогут и беседы (конечно, не с первого раза) о том, что в жизни действительно ценно.
Ни одна из перечисленных стратегий не сработала? Тогда, пока ситуация не усугубилась, лучше обратиться к специалисту: психотерапевту, психологу или психиатру.
Ещё больше информации в прямой трансляции «АиФ-Прикамье».