«Прошу сделать хоть что-то». Пермячка не верит врачам, которые не нашли рак

Пермские врачи считают, что с грудью Натальи всё хорошо, но она так не считает © / ru.freepik.com

34-летняя Наталья (имя изменено – прим. авт.) из Перми второй год борется за лечение. Её беспокоит состояние груди после операции. Врачи ставили ей мастопатию, затем – рак нулевой стадии, а теперь утверждают, что поводов для беспокойства нет вообще. Однако женщина не верит, что всё хорошо. Она считает, что «бугорки» и выделения из груди могут быть признаком чего-то злокачественного. В частных клиниках ей советуют проходить дорогостоящие обследования. А чтобы получить помощь бесплатно, ей нужно пойти к врачам, с которых началось её «хождение по мукам». Продолжение запутанной истории читайте на сайте perm.aif.ru.

   
   

Рак – не рак

Сайт perm.aif.ru продолжает следить за развитием ситуации вокруг пермячки Натальи. Она обратилась в редакцию в январе 2024 года.

«Девятый месяц хожу с онкологическим заболеванием. Я находилась и нахожусь без должного лечения», – заявила она.

Оказалось, что в апреле 2023 года Наталья планово прошла маммографию в одной из поликлиник Перми. По результатам обследования её направили в Пермский краевой онкологический диспансер (ПКОД), где к концу месяца провели резекцию левой груди (операция по удалению участка железы). Женщине сообщили, что у неё фиброзно-кистозная мастопатия (распространённое доброкачественное заболевание молочной железы у женщин – прим. авт.) и выписали домой. Чтобы получить второе мнение Наталья отправила гистологические стёкла на пересмотр в НМИЦ онкологии имени Н.Н. Петрова в Санкт-Петербург. Поводов для беспокойств и там не нашли. Казалось, что на этом можно было выдохнуть и поставить точку в этой истории, но это оказалось только началом.

Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Титова

По словам Натальи, спустя пару недель после операции она почувствовала боль. Женщина стала ходить по больницам Перми и других городов, чтобы выявить причину. В конце концов, она вновь отправила гистологические стёкла на пересмотр. На этот раз в Национальный медицинский исследовательский центр (НМИЦ) онкологии имени Н.Н. Блохина в Москву. В заключении ей написали, что морфологическая картина соответствует протоковой карциноме in situ G1 (это наиболее распространенная форма неинвазивного рака груди. G1 означает, что опухолевая ткань сильно напоминает нормальную). 

Фото: Коллаж АиФ/ Татьяна Титова

Консультация онколога-маммолога филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России тоже завершилась выдачей заключения «рак левой молочной железы 0 стадии», но проведённый этим центром онкологический консилиум постановил, что всё же убедительных данных за злокачественный процесс в её случае нет. Наталье было рекомендовано динамическое наблюдение.

Но грудь продолжала беспокоить пермячку: она присылала perm.aif.ru фотографии, на которых запечатлела «лимонную корку», шелушения, выделения из соска. По словам Натальи, врачи предлагали избавиться от недуга разными способами: одни говорили мазать бальзамом, другие – советовали подумать над удалением груди, а третьи просили оставить молочную железу в покое.

   
   

Проверки, нарушения, уголовное дело

Из-за неразберихи с диагнозом и лечением Наталья обратилась в страховую компанию, Генпрокуратуру, Министерства здравоохранения России и Пермского края, приёмную главы СКР Александра Бастрыкина. Начались проверки.

В работе врачей Пермского краевого онкодиспансера прокуратура нарушений не выявила. Следователи в возбуждении уголовного дела отказали.

«Медицинская помощь в ГБУЗ ПК "ПКОД" оказана в полном объёме в соответствии с установленным диагнозом с учётом порядков и стандартов на основе клинических рекомендаций», – сообщили Наталье в краевом Минздраве.

Нарушения заподозрили в работе других медицинских учреждений, куда за помощью обращалась Наталья. Фонд обязательного медицинского страхования прислал ответ, в котором говорится о нарушениях к правилам обязательного медицинского страхования, утверждённым приказом Минздрава РФ. В документе, который пермячка выслала perm.aif.ru, сообщалось, что к НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина применят финансовые санкции.

В следственном отделе по Советскому району Казани СУ СК России по Республике Татарстан тем временем возбудили уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 238 УК РФ. Исходя из постановления следователя, врачи республиканского клинического онкологического диспансера МЗ РТ имени профессора М.З. Сигала оказали медицинские услуги, не отвечающие требованиям безопасности жизни или здоровья, что привело к несвоевременному выявлению онкологического заболевания. Расследование длится до сих пор.

Рекомендуют обследоваться дальше

Идёт август 2024 года. Наталья продолжает жаловаться на состояние груди. Её по-прежнему беспокоят болезненные ощущения, выделения из соска и внешний вид молочной железы. Она сказала, что на коже появились некие «бугорки» (неоднородная волнистая структура) и прислала perm.aif.ru видео. На кадрах видно, что внешний вид прооперированного органа несколько отличается от того, который прооперирован не был (стоит понимать, что корреспондент не имеет профильного медицинского образования, поэтому не может говорить, является ли это отклонением от нормы, он говорит лишь о визуальных признаках).  

Наталья продолжила ходить клиникам, на этот раз коммерческим. Их заключения ещё больше запутывают историю.

«Учитывая УЗ-картину кожи левой молочной железы не исключено отёчно-инфильтративная форма ЗНО (злокачественного новообразования – прим. авт.)», – написал врач ультразвуковой диагностики в заключении.

Наталья продолжает искать причину жжения и боли.

Другие врачи дают такие рекомендации, которые специалисты как будто бы не должны давать без соответствующих показаний.

«Провести комиссию в ПКОД (Пермском онкодиспансере – прим. авт.) для решения вопроса о оперативном лечении – мастэктомии (хирургическая операция по удалению молочной железы)», «провести биопсию в зоне отёка», «кровь из носу провести ИГХ (иммуногистохимическое исследование) и ПЭТ-КТ (позитронно-эмиссионная томография)», – советуют врачи.

«С грудью всё замечательно»

Стоимость проведения исследований, которые рекомендуют Наталье, достигает 30-50 тысяч, а то и больше (например, ИГХ). Пермячка хочет пройти их, но в другом городе, так как доверия местным врачам у неё уже практически не осталось. Для этого она решила взять направление по форме 057/У (чтобы попасть на лечение в стационар по полису ОМС).

«Если у пациентки есть показания, то ей составят лечение или выдадут направление в медучреждение более высокого уровня. Показания к выдаче направления и тактику лечения определяет только лечащий врач», – прокомментировали perm.aif.ru в Минздраве Пермского края.

Однако врачи в поликлинике по месту прикрепления показаний для выполнения дополнительных обследований груди Натальи не видят. Там советы из платных клиник не котируются. Считают, что выдаются они по принципу: «любой каприз за ваши деньги». Кроме того, медики считают, что нужно, чтобы эти показания всё-таки увидел Пермский краевой онкодиспансер. 

Исследования, рекомендованные Наталье, могут ударить по кошельку Фото: freepik.com

«Решение о тактике лечения принимает онкодиспансер, а мы уже являемся непосредственными исполнителями. То есть мы дали Наталье направление в онкодиспансер с целью решения вопроса о необходимости проведения иммуногистохимии. ИГХ ей проводилась ранее, слега в сокращённом варианте. Если онкодиспансер напишет делать ИГХ ещё раз – ради бога будем делать. Но ей уже в двух федеральных центрах сняли диагноз (речь про рак – прим. авт.). По сути, пациенту уже объяснили, что всё у него нормально, но человек продолжает заниматься активным диагностическим поиском. Для чего? Я смотрел её грудь, с ней абсолютно всё прекрасно, никаких изменений нет», – сообщил в беседе с корреспондентом perm.aif.ru врач.

Врач из пермской поликлиники, который неоднократно смотрел грудь Натальи, считает, что с органом всё хорошо.

Наталья, конечно, возражает: она просит сделать ИГХ на основе новых данных, а не на базе образцов, взятых в прошлом году (у пациента берут биопсию (фрагмент опухолевой ткани), затем биоматериал отправляют в лабораторию, где его обрабатывают с помощью соответствующих антител, а затем изучают под микроскопом).

«С прошлого года ситуация изменилась. И я прошу ответить, что происходит сейчас. Прошу сделать хоть что-то, а они не хотят – мусолят старый кусок (фрагмент опухолевой ткани – прим. авт.)!» – не сдерживает эмоции она.

Наталья записана на очередной приём к онкологу, но признаётся, что не питает особых надежд получить желанное направление. Она уверена, что врачи допустили ошибки год назад, и просто не хотят их признавать. В Пермском краевом онкодиспансере ситуацию не комментируют.

Круг замкнулся

В Министерстве здравоохранения Пермского края Наталье сообщили, что она может обратиться в страховую компанию, если считает, что ей не были проведены какие-либо исследования и не оказывается необходимая помощь.

«Если пациент не согласен с тем, что врач отказывает в выдаче справки, то он должен либо устно обратиться с вопросом к заведующему, либо написать заявление на имя главврача, чтобы ему разъяснили, на каких основаниях отказывают», – сообщили perm.aif.ru специалисты страховой компании.

Страховая советует обращаться к главврачу для решения спорного вопроса Фото: freepik.com

То есть страховая организация не может заставить поликлинику что-либо делать, она может лишь получить законное обоснование отказа. Таким образом, если вопрос на уровне главврача и страховой не разрешается, то пациенты отправляются в Минздрав. Наталья же уже обратилась к главврачу своей поликлиники, в страховую и Минздрав. Круг замкнулся. Пермячка считает, что её права по закону № 323 нарушают, поэтому вновь дошла до прокуратуры.

«Федеральный закон № 323 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусматривает право гражданина выбирать организацию для получения медицинской помощи как в регионе проживания, так и за его пределами. Но процесс выбора медорганизации регламентируется порядком, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти: Приказом Минздрава и социального развития РФ № 406 "Об утверждении Порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи"», – обратили внимание в страховой компании.

На федеральный закон накладывается краевой приказ, поэтому не всё так просто в получении направления на лечение в другой регион.

Как пояснили в страховой, по приказу Минздрава Пермского края, если помощь пациенту можно оказать на территории региона, то его обычно не отправляют в другие регионы. А все услуги по ОМС в любом случае оказываются только по рекомендации врача.

На встречу с онкологом, который тоже неоднократно говорил, что у Натальи всё хорошо с грудью, она должна пойти 22 августа. Perm.aif.ru продолжает следить за ситуацией.