Кто защитит медиков? Почему врачи скорой работают в неполных бригадах

Очень часто бригада скорой – это один медик, как правило, фельдшер. © / Иван Колобов / АиФ

Каждый день медики борются за наши жизни. Из-за коронавирусной инфекции работы у них прибавилось. Кроме того, врачи рискуют и своим здоровьем. Но бояться им, похоже, приходится не только ковида.

   
   

Почему сотрудники скорой иногда выезжают на вызовы в одиночку и как защищают медиков от нападений? Подробности в материале «АиФ-Прикамье».

Страх и бездействие

В конце июля во время вызова пострадала фельдшер скорой помощи в Краснокамске: на неё напала пациентка. В полиции пояснили: «По предварительным данным, медработник приехала по вызову мужчины, который сообщил, что его падчерица ведёт себя неадекватно. В квартире пациентка ударила ножом медика и отчима. Потерпевшим назначили амбулаторное лечение».

Возможно, несчастного случая удалось бы избежать, если б фельдшер была не одна. Но оказалось, что сотрудники скорой помощи в Краснокамске уже несколько лет работают в одиночку – не хватает персонала.

После этого трагического случая многие медики стали бояться ездить на вызовы. Одна из фельдшеров на прошлой неделе попросила руководство что-то изменить в этой ситуации.

«Я сообщила заведующему, что отказываюсь выходить на сутки одна. Он ничего не предпринял. Уже много лет так работаем, рискуем. Случай с ножевым ранением – не первый. У меня было несколько подобных ситуаций, но, к счастью, обошлось без повреждений», – рассказывает фельдшер.

В итоге единственное, что руководство сделало, – объединило бригады на одну ночь. Но это временное решение. Фельдшер решила бороться за свои права: обратилась в прокуратуру. В краевом ведомстве ей пообещали провести проверку.

   
   

«Я не собираюсь уходить, планирую и дальше работать, но эта ситуация меня не устраивает. Нужно решать проблему», – поясняет медик.

Кадровый дефицит

Сотрудники скорой помощи других подстанций говорят, что формирование бригад по одному – распространённое явление. По их словам, на центральной подстанции в Перми таким образом приходится трудиться почти половине сотрудников. Примерно та же ситуация в Чёрмозе и Ильинском.

«Зачастую днём работаем в неполной бригаде. Ночные часы смогли отстоять, – объясняет один из пермских фельдшеров выездной бригады. – На других подстанциях такая же ситуация. Всегда был кадровый дефицит».

Получается, что вопрос этот был много лет. А ситуация с пандемией его только оголила.

«Большая часть сотрудников скорой помощи работает на две ставки и по одному в бригаде. Это нарушение федерального законодательства и приказа федерального Мин­здрава: не соблюдаются трудовые права медиков и их право на безопасный труд. Мы готовим обращение в прокуратуру, сейчас собираем подписи с требованием укомплектовать все бригады согласно закону», – говорит руководитель пермского отделения независимого профсоюза «Альянс врачей» Кирим Кусаев.

В краевом Министерстве здравоохранения не отрицают, что вопрос надо решать: 

«Случай в Краснокамске с фельдшером скорой помощи, которому больная нанесла ножевое ранение, вновь высветил проблему: врачи «скорой» не защищены от подобного рода инцидентов».

Также в министерстве добавляют:

«По указанному случаю идет следствие. Фельдшер «скорой» находится на амбулаторном лечении, состояние удовлетворительное. Обслуживание вызовов к пациентам с психическими расстройствами выполняют психиатрические бригады. В соответствии с Приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 566н (ред. от 13.09.2018) «Порядок оказания медицинской помощи при психических расстройствах и расстройствах поведения» оказывается, в том числе , фельдшерскими выездными бригадами скорой медицинской помощи, врачебными выездными бригадами скорой медицинской помощи…»

По закону бесплатная скорая медицинская помощь оказывается всем гражданам, состояние которых требует срочного врачебного вмешательства. Врачи «скорой» - специалисты, имеющие подготовку по всем направлениям, в том числе и психиатрии».

Главврач Пермской станции скорой медицинской помощи Юрий Катаев поясняет:

«Что касается случая ранения фельдшера в Краснокамске, причин тут несколько, но основная – человек, вызывающий скорую, в этот раз отрицал наличие агрессивного поведения у пациентки. Чем ввел в заблуждение диспетчера, который, как правило, при принятии вызова и опросе вызывающего о состоянии больного, пытается исключить угрозу жизни и здоровью медработника. Бывает сложно предугадать, какой пациент представляет угрозу. Существует определенный порядок: если имеется в наличии буйный больной – на вызов выезжают скорая помощь и полиция. Полицейские первыми должны заходить в квартиру к пациенту. И когда вопросы безопасности улажены - в квартиру может зайти врач или фельдшер».

Фельдшер из Краснокамска, говоря о своём опыте работы, поясняет, что и так вызывает полицию перед тем, как зайти к таким больным. Но её тоже порой не предупреждают, что она идёт к агрессивному пациенту.

В краевом Минздраве также пояснили: «После этого случая с личным составом скорой помощи была проведена работа: ещё раз разъяснены правила выезда к психически нездоровым людям. Также главврач пермской станции скорой медицинской помощи подчеркнул, что в ночное время медработники выезжают на вызов только вдвоем.

На законодательном уровне вопрос защиты медиков, предусматривающий наказание за нападение на медицинских работников и блокирование машин скорой помощи был урегулирован в прошлом году. Госдума приняла закон, направленный на защиту медиков. С августа 2019 года он вступил в законную силу. Документ предполагает ужесточение уголовной ответственности за умышленное причинение легкого или тяжкого вреда здоровью, а также угрозу убийством лицу в связи со служебной деятельностью медработника».