Не антителами едиными. Надо ли вакцинироваться переболевшим COVID-19?

Наличие IgM говорит об острой стадии заболевания, а Ig G – о том, что человек либо переболел, либо прошёл вакцинацию. © / Софья Штин / АиФ

В стране продолжается массовая вакцинация от ковида. Всё больше тех, кто сделал эту прививку. Но вопросов, касающихся защитных уколов и загадочных антител, меньше не становится.

   
   

Стоит ли вакцинироваться людям, уже переболевшим новой коронавирусной инфекцией? Есть ли прямая связь между количеством антител в крови и защитой от вируса? Почему при использовании одной и той же вакцины её эффективность для разных людей может быть различной? Об этом рассказала директор Центра иммунологии и вакцинации в Перми, врач аллерголог-иммунолог высшей категории Людмила Евдокименко.

Иммунный ответ врагу

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Людмила Тимофеевна, перед прививкой от ковида обязательно сдавать тест на антитела Ig G?

Людмила Евдокименко: Нет, в поликлиниках его не требуют. Сдать самому ради интереса? Пожалуйста. Но, во-первых, даже если Ig G есть, то негативного воздействия прививка не окажет. Во-вторых, не исключён ложноположительный результат. То есть анализ показывает, что антитела имеются, а на самом деле их нет. Редко, но такое бывает. Из-за погрешностей тест-системы, например. Или за счёт перекрёстной реакции антител, когда человек болел не COVID-19, а другим типом коронавируса.

- Почему тем, кто ковидом переболел, вакцинироваться пока не рекомендуют?

- В вакцинации этих пациентов нет смысла: у них уже выработались защитные антитела. Да и вакцины, как я понимаю, у нас ещё не слишком много. Поэтому в первую очередь надо защитить тех, у кого антитела отсутствуют. А переболевшим ковидом логичнее делать прививку не раньше чем через три-четыре месяца после болезни.

- Может ли «Спутник V» снизить количество имеющихся у человека антител?

   
   

- Наоборот, вакцина, выступая в роли бустера, должна их количество повысить. Но зачем постоянно стимулировать иммуннную систему? Антитела – это особые белки (иммуноглобулины) плазмы крови, которые вырабатываются организмом в ответ на попадание чужеродного инфекционного агента. Однако искусственно повышать их в три, в пять и более раз абсолютно не нужно. При такой стимуляции иммунитета возрастает риск развития аутоиммунных заболеваний.

- Когда титры антител выше: после прививки или после болезни?

- Всё индивидуально. Но обычно после вирусного заболевания они выше, чем после вакцинации. Скорее всего, с COVID-19 ситуация аналогична.

- Со временем титры падают?

- Конечно. Никакой организм не будет держать готовую к бою «армию». Это очень затратно. Поэтому антитела потихоньку снижаются. Остаётся тот минимум, который необходим, чтобы при первой встрече с «врагом» распознать его и подобные антитела нарастить.

Плюс клеточная память

- У кого-то из пациентов, перенёсших ковид, Ig G равен 20, а у кого-то, к примеру, - 2. Значит, и защита от вируса у этих людей отличается на порядок?

- Прямой связи тут нет. Потому что помимо гуморального иммунитета, который определяется наличием иммуноглобулинов IgA, IgM и Ig G, существует ещё клеточный. И человек, у которого Ig G  невысокий, но есть клеточная память, может быть защищён даже лучше, чем человек с высоким Ig G.

- Про клеточный иммунитет хотелось бы поподробнее.

- Эти клетки иммунной системы образуются в костном мозге, затем транспортируются в тимус (вилочковую железу) и там проходят дифференцировку. Получаются тимусзависимые лимфоциты трёх видов: Т-киллеры (они уничтожают антигены), Т-хелперы (обеспечивают слаженную работу клеточного и гуморального иммунитета) и Т-супрессоры (подавляют активность иммунного ответа).

Т-клетки способны не просто справиться с инфекцией, но и хранить память о встрече с вирусом очень долго, годами. И если вирус снова попадёт в организм человека, то во многом именно благодаря клеточной памяти инфекция не разовьётся или будет протекать значительно легче.

- Выходит, не антителами едиными жив наш иммунитет?

- Совершенно верно. Только взаимодействуя между собой, гуморальный и клеточный иммунитет создают наиболее полную защиту от конкретного инфекционного агента.

- Говоря об антителах, вы упомянули IgA. Что это за иммуноглобулин? И почему в лабораториях делают тесты лишь на IgM и Ig G?

- Иммуноглобулин A очень важен. Он обитает в слизистых, «входных воротах» инфекции. Определить IgA к коронавирусу можно, технически тут нет проблем. Но, как и при других инфекциях, определяют в основном иммуноглобулин M и иммуноглобулин G. Стандартная ситуация.

Наличие IgM говорит об острой стадии заболевания, а Ig G – о том, что человек либо переболел, либо прошёл вакцинацию. Хотя у коронавируса есть и свои особенности. Например, IgM  может сохраняться до двух месяцев: человек переболел давным-давно, а он до сих пор циркулирует в крови. Вообще вопросов, связанных с COVID-19, немало. Ведь эта инфекция новая, и исследования её ещё продолжаются.

Наличие IgM говорит об острой стадии заболевания, а Ig G – о том, что человек либо переболел, либо прошёл вакцинацию.

- А определить клеточный иммунитет как-то можно?

- Рутинными лабораторными методами – нет. Для тест-систем он пока неуловим. В каких-нибудь специальных научных лабораториях, наверное, это реально.

Риск или польза?

- Информация о противопоказаниях при вакцинации от COVID-19 довольно противоречивая. Одни говорят, что диабетикам и аллергикам прививаться нельзя, другие – что можно. Кому верить?

- Все люди с хроническими заболеваниями должны наблюдаться лечащими врачами. И именно им решать вопрос с прививкой. Главный прицип при этом – сопоставление рисков: когда риск выше – при вакцинации или при заболевании ковидом и его последствиях. Кроме того, любая вакцина со временем расширяет свои показания. Тот же «Спутник V», запрещённый поначалу пожилым людям старше 60 лет, теперь разрешён им. Не исключено, что накопление опыта клинических исследований приведёт и к снятию каких-то сегодняшних медицинских отводов.

Не исключено, что накопление опыта клинических исследований приведёт и к снятию каких-то сегодняшних медицинских отводов.

- Скорость, с которой снижаются антитела, выработавшиеся после прививки либо болезни, у разных людей различна. От чего это зависит?

- От тяжести заболевания, состояния иммунной системы, образа жизни, питания и т.д. К примеру, при дефиците в организме белка меньше будет и антител – это же белковая фракция. А к дефициту ведут и несбалансированное питание (в группе риска – вегетарианцы, особенно дети), и нарушения пищеварения, и заболевания почек, связанные с потерей белка. От образа жизни, кстати, во многом зависит и эффективность прививки. Двухлетний иммунитет после неё – это всего лишь ожидаемая средняя цифра в популяции.

Кстати

Чем отличаются вакцины от ковида?

В конце февраля в России зарегистрировали очередную вакцину от COVID-19. Теперь отечественных противоковидных вакцин у нас три. Это:

  • «Спутник V», разработанный НИЦ им. Гамалеи,
  • «ЭпиВакКорона» (разработчик – ГНЦ «Вектор» из Новосибирска)
  • «КовиВак» от ФНЦ им. Чумакова.

«Спутник V» - векторная вакцина. В качестве вектора, доставляющего в организм генный материал коронавируса, в двух дозах этой вакцины используются два разных штамма аденовируса. Аденовирус живой, но лишён способности размножаться. Из него вырезали участок и вставили на это место частичку «короны» - белок, синтезирующий антитела.

В «ЭпиВакКороне»  нет вообще никакого вируса – ни живого, ни мёртвого. Она создана на основе искусственных белков (пептидов), копирующих фрагменты натурального коронавируса.

«КовиВак» - инактивированная вакцина из живого, но нейтрализованного коронавируса. Это классический тип вакцин, производимых и используемых ещё с прошлого века.

Важно!

Власти обещают, что выбирать, какой вакциной прививаться от ковида, мы сможем уже весной. По словам вице-премьера Правительства РФ Татьяны Голиковой, до марта вакцинация будет осуществляться вакциной «Спутник V».  С марта к ней добавится «ЭпиВакКорона», а с апреля  - «КовиВак».