Прививка от коронавируса. Каковы шансы и риски новой вакцины?

Противоковидная вакцинация начнётся осенью. © / Виктор Крутов / АиФ

В России зарегистрировали первую в мире вакцину от коронавирусной инфекции. И уже нынешней осенью должна начаться противоковидная вакцинация.

   
   

Почему вакцину «Спутник V» удалось создать так быстро? О чём должны знать люди, которые решат сделать себе такую прививку? Как пандемия COVID-19 повлияла на отношение общества к вакцинации в целом?

Об этом и многом другом рассказала директор Центра иммунологии и вакцинации в Перми, врач аллерголог-иммунолог выс­шей категории Людмила Евдокименко.

Укол с неизвестными

Вера Шуваева, «АиФ-Прикамье»: Людмила Тимофеевна, россиян можно поздравить с победой в вакцинной гонке?

Людмила Евдокименко: У человечества появился инструмент в борьбе с опасным вирусом. И это, конечно же, хорошо. Дай бог, чтобы он оказался эффективным и безопасным. Но пока стопроцентно гарантировать это не возьмётся никто. Слишком мало было клинических испытаний, проведённых до регистрации новой вакцины.

– По информации её разработчика – Центра им. Гамалеи – все участники эксперимента по вакцинированию обошлись без серьёзных последствий для здоровья, даже температура после укола поднялась не у всех. Плюс они приобрели иммунитет к COVID-19. Разве этого недостаточно?

– Это десятки человек. А в третьей фазе клинических испытаний (она должна проходить до регистрации вакцины, но в данном случае не было) обычно участвуют тысячи добровольцев. Причём часть из них получает прививку, а часть – плацебо, т. е. пустышку. Ни врач, ни пациент не знают, что именно человек получил. Потом результаты испытаний в двух этих группах сравнивают. Люди ведь могут выдать реакцию не только на вакцину, но и на сам укол, на посещение медучреждения. Сравнивают, какова реактогенность в каждой из групп, проверяют уровень антител. И обязательно оценивают заболеваемость: сколько человек, не получивших вакцину, переболело этой инфекцией за год и сколько переболело из тех, кто её получил.

   
   

– Переболели после прививки?

– Да. Нет такой золотой вакцины, которая полностью исключала бы возможность заболевания, пусть и в лёгкой форме. Если привитых заболело, допустим, в три раза меньше, чем непривитых, то ясно, что вакцина работает. И уже можно судить об её эффективности.

– А что с вакциной «Спутник V»?

– Эффективность вакцины Гам-КОВИД-Вак (торговая марка «Спутник V») оценивалась лишь с помощью теста, определяющего уровень нарастания антител. Изучение же её эпидемиологической эффективности, как следует из инструкции по её применению, не проводилось. Потому что за столь короткое время, что прошло после вакцинации, люди в большинстве своём ещё просто не могли заболеть. Достоверно неизвестно пока и то, как долго сохраняется иммунитет после этой прививки.

Миссия выполнима

– Зачем в таком случае было спешить с регистрацией вакцины? Чтобы стать первыми?

– Быть первыми – это наше! Но не только поэтому. Подгоняла сама ситуация, сложившаяся в мире с распространением коронавирусной инфекции. Практически чрезвычайная ситуация. Необходим был какой-то инструмент для её регулирования. А создать Гам-КОВИД-Вак так быстро удалось потому, что у её разработчиков уже был опыт создания вакцины против вируса MERS, родственного нынешнему коронавирусу.

У новой вакцины  та же структура и тот же механизм. Это так называемая векторная вакцина, когда генный материал вируса, вызывающего опасное заболевание, доставляется в организм другим, безобидным вирусом, который и называется вектором. В качестве векторов в вакцине Гам-КОВИД-Вак использовали два штамма аденовируса. Они легко проникают в организм человека, но не могут в нём размножаться.

– И всё же: поскольку третьей фазы испытаний этой вакцины не было, выходит, что её участниками станут все те, кому совсем скоро начнут делать прививки?

– Да, именно так. И, по-моему, людям надо знать об этом. Они должны понимать: получив возможность вакцинироваться, они, по сути, будут участвовать в третьем этапе клинических испытаний.

– Понимание этого не отпугнёт людей, не сделает миссию вакцинации невыполнимой?

– Думаю, нет. Во-первых, учителям, медикам, работающим в стационарах, представителям других профессий из группы риска не защититься масками от вирусно-капельной инфекции. А теперь у них появился шанс. Во-вторых, никого насильно прививать не будут. Делать прививку или нет – решать каждому. А когда у человека есть выбор, это всегда более правильная ситуация. В-третьих, коронавирусная пандемия вообще развернула наше население в сторону вакцинации.

Укололся – и спокоен

– В чём этот разворот проявляется?

– Благодаря активной работе СМИ сегодня практически каждый знает про острый респираторный дистресс-синдром с последующей дыхательной недостаточностью, к которому приводит пневмония. Это наиболее частое осложнение COVID-19, когда болезнь протекает в тяжёлой форме. Наверное, поэтому значительно больше людей стало прививаться от пневмококка. И пожилых, и молодых. К примеру, в нашем Центре в последнее время очень много желающих сделать себе такую прививку.

– Пневмококковая вакцина способна защитить от коронавируса?

– Нет, конечно. Но она может защитить от осложнений, которые вызывает коронавирусная инфекция. Вакцина эта давно изучена, рекомендована во многих странах. Иммунитет после неё сохраняется как минимум в течение 5-7 лет. И ещё: к пневмонии приводит не только коронавирус. Любая вирусная инфекция часто провоцирует бактериальную. По данным Роспотребнадзора, от различных пневмоний в России в прошлом году погибли 23 352 человека. Смертность от коронавируса за неполные восемь месяцев этого года – 16 310 человек. Цифры вполне сопоставимые.

– А как дела с вакцинацией от гриппа?

– Уверена, что и от гриппа будут прививаться нынешней осенью больше. Ведь не исключено наслоение двух эпидемий: гриппа и коронавируса. Если это произойдёт, такую нагрузку не выдержит наверняка ни одна система здравоохранения. Поэтому медики заинтересованы в широкой прививочной кампании против гриппа. К тому же отечественные противогриппозные вакцины сейчас не уступают по качеству импортным, и у пациентов тут есть возможность выбора.

– Хочется верить, что и вакцин от коронавируса в недалёком будущем тоже будет несколько.

– Согласна. В России уже четыре-пять научных центров выходят со своими вакцинами на третий этап испытаний. А уж точное количество стран, участвующих в вакцинной гонке, даже сложно назвать. Понятно, что шанс, появившийся с созданием гамалеевской вакцины, требует дальнейшего изучения. Возможно, какой-то доработки. Но начало положено.

– Какой должна быть иммунная прослойка в обществе, чтобы сформировался коллективный иммунитет к COVID-19?

– Считается, что при 70-80 % инфицированных заболевание сходит на нет. Причём эти люди не обязательно должны переболеть, тем более тяжело. Они должны иметь антитела к вирусу, которые вырабатываются после встречи с возбудителем. Не важно, в результате непосредственного инфицирования или после прививки. Вот почему эффективная противоковидная вакцина способна сформировать коллективный иммунитет и остановить распространение коронавируса.