Скорой нужна помощь. Как пермские медики заболевают коронавирусом

Некоторые бригады приезжают к пациентам с опозданием, так как многие медики на карантине. © / Виктор Крутов / АиФ

Из-за пандемии врачи скорой помощи сегодня рискуют жизнью. Каждый выезд к больному – лотерея.

   
   

В последнее время пермяки жалуются, что скорую приходится долго ждать. Не хватает врачей, транспорта, все силы брошены на ковид?

«АиФ-Прикамье» разбирается в ситуации.

Некому работать?

Сотрудник одной из подстанций рассказал, что на вызов они приезжают с опозданием, так как многие медики на карантине из-за коронавируса.

«Вместо восьми-девяти бригад на каждой подстанции работают две-три. К примеру, на днях вызов, который поступил в 7 утра, обслужить смогли только в 14 часов», – говорит наш собеседник.

Действительно ли бригад скорой помощи не хватает? Почему сотрудники этого подразделения болеют? Как организовать работу так, чтобы медицинскую помощь оказывали по всей Перми в установленные законодательством сроки?

Корреспондент «АиФ-Прикамье» поговорил с сотрудниками разных подстанций. Оказалось, что нехватка бригад есть во всех районах города: и на Индустриальной, и на Свердловской, и Центральной подстанциях. Из-за того, что кто-то из медиков на больничном, усиленная нагрузка падает на тех, кто в строю.

   
   

«Я педиатр, но меня направляют на все вызовы без разбора. И чаще всего – на реанимационные. Врачей-реаниматологов не хватает: многие работали по совместительству. Сейчас они трудятся только на основном месте работы», – рассказывает один из врачей скорой помощи (он попросил не называть его по имени – прим. авт.).

Повезёт или нет

Медики утверждают: одна из причин заболеваемости сотрудников скорой помощи – сложности с выявлением инфицированных. Многие считают, что тестов проводят мало. Хотя положено проводить раз в неделю.

«Я последний раз тестировался в конце мая – начале июня, – рассказывает медбрат Индустриальной подстанции скорой помощи Артём Борискин. – По плану должны тестировать всех сотрудников из группы риска. Это значит всех, кто работает в нашем подразделении. Но из-за недостатка тестов сначала проверяли тех, кто непосредственно работает с пациентами с подтверждённым коронавирусом. Сейчас же, когда такие пациенты могут быть у каждой бригады, тесты проводят по принципу «кто успел, тому и сделали». По приказу Минздрава в каждой бригаде должно быть не меньше двух медиков. А сейчас из-за того, что многие на карантине, часто на вызовы выезжает бригада, в которой всего один медик. Обычно (до пандемии) такое бывает днём, но в последнее время и ночью стало не редкостью».

Из-за недостатка тестов сначала проверяли тех, кто непосредственно работает с пациентами с подтверждённым коронавирусом. Сейчас же, когда такие пациенты могут быть у каждой бригады, тесты проводят по принципу «кто успел, тому и сделали».

Причём тем сотрудникам, которые уже заболели, часто не удаётся добиться тестирования от поликлиники.

«Я заболела и вышла на больничный. На вопрос о тестах мне в неотложке ответили: звоните в поликлинику, если сможете дозвониться. В поликлинике сказали, что они тестов не делают. Сейчас меня уже списали с больничного, а мазки так и не взяли. Хотя должны были их сделать и выдать справку о результатах. Придётся перед выходом на работу идти сдавать тест за свои деньги», – говорит фельдшер выездной бригады скорой помощи Мария Романовская.

А порой случается и так, что результата теста приходится долго ждать. В это время сотрудники скорой помощи продолжают работать.

«10 июня у меня взяли мазок на коронавирус. Результат теста пришёл только 23 июня. В этот промежуток анализ на COVID-19 у меня не брали, я работал. Когда стал известен результат, мне поступил звонок от руководства. Они не понимали, что со мной делать. В итоге сказали, чтобы я вызывал врача на дом. Пришла женщина, осмотрела. Потом она вытащила меня на улицу и брала мазок на лавочке! После сказала сидеть дома и убежала. Мне не дали ни больничного листа, ни постановления о соблюдении режима самоизоляции. Никакого лечения не назначили», – рассказывает сотрудник скорой помощи Егор (по просьбе медика имя изменено – прим. авт.).

Пришла женщина, осмотрела. Потом она вытащила меня на улицу и брала мазок на лавочке! После сказала сидеть дома и убежала.

Неделю медик был дома в ожидании каких-то действий поликлиники.

«Не было никакого наблюдения, никаких результатов. Стал разбираться с поликлиникой. В итоге добился, чтобы дали больничный лист. Только 30 июня меня пришли осмотреть. Должны были взять мазок, но нет: врач не взяла ничего для забора. 1 июля был выходной, 2 июля я снова позвонил в поликлинику, пожаловался. Пришла доктор и взяла наконец мазок и принесла постановление. 6 июля звонил насчёт результатов, их всё ещё нет», – рассказывает медик.

Некоторые сотрудники скорой говорят, что в поликлиниках творится полная неразбериха с коронавирусными пациентами.

«Я только что вышел с карантина. Ужаснулся тому, что происходит сейчас в поликлиниках. Тестирование на ковид не проводят согласно предписаниям Роспотребнадзора. Для того, чтобы у тебя взяли мазок, приходится сделать кучу звонков во все инстанции. Так мало того! Эти мазки ещё и теряют! Людей списывают с больничных, не дожидаясь результатов тестов. А если вдруг у сотрудников скорой обнаруживают потом положительный результат, их просто снимают со смены, – рассказывает фельдшер скорой помощи Алексей Светлаков. – Много историй слышу от больных, которым поликлиника отказывает в проведении тестов даже при наличии у них симптоматики пневмонии или ОРВИ. Причём у этих больных и на КТ находят характерные для ковида пневмонии».

Сотрудники скорой помощи рассказывают: проблемы есть не только в Перми. К примеру, в Лысьве почти половина бригад не работает из-за того, что многие сотрудники на карантине. В Добрянке тоже напряжёнка: днём весь район обслуживает четыре бригады, ночью – две. В селе Лобаново Пермского района на карантине обе бригады скорой помощи.

«С мазками действительно очень странная ситуация, – считает врач скорой помощи Пермского района Лев Колтуков. – Я заболел 20 июня, вызвал неотложку. Пришла врач, осмотрела меня и спросила, надо ли у меня брать мазки. Я ответил: «Конечно, я же на скорой помощи работаю... Тем более контактный». На следующий день у меня взяли мазки. Об их готовности меня всё ещё не оповестили. Звонил на горячую линию, там сказали, что результат не готов. Пошёл на прием к участковому врачу. Она сказала, что если ОРВИ, то мазки отправляют в Киров и ждать их надо две недели. В итоге 26 июня меня списали с больничного без результата теста... Это нормально? Врач мне сказал, что если будет положительный, то бригаду отправят на карантин».

6 июля врач снова заболел.

«Вызвал врача на дом. Пришли, снова осмотрели меня, назначили лечение и сказали, что 7 июля вновь возьмут мазки, но этого не случилось, так как кто-то перепутал одну цифру в моём адресе. Я позвонил узнать, почему так произошло. Ситуацию объяснили, извинились, обещали быть 8 июля. Сейчас уже иду на поправку, жду медработников», – пояснил Лев.

Кто защитит?

Есть вопросы и по средствам индивидуальной защиты сотрудников скорой помощи.

«По рекомендациям Минздрава и Роспотребнадзора, респираторы класса защиты FFP3 (для контакта с COVID-19) целесообразно использовать только в перепрофилированных учреждениях, а мы к ним не относимся. Нам дают респираторы FFP2, но по протоколам мы можем надевать их только на выезды к пациентам с подтверждённым коронавирусом. Понятно, что на какой-либо условный вызов с поводом «болит живот» респиратор не наденешь. Но зачастую это нужно делать. Во-первых, потому что во время вызова диспетчеру могут дать неполную информацию о больном. Во-вторых, много бессимптомных форм. В-третьих, в квартире, откуда поступил вызов, могут быть контактные люди с вирусом. Но никогда не знаешь наверняка, – объясняет Артём Борискин. – Последнее время на нашей подстанции стали более лояльно относиться к протоколу. Говорят, что мы можем использовать более надёжные средства защиты тогда, когда считаем нужным. Очень помогает профсоюз «Альянс врачей»: они уже неоднократно предоставляли нам респираторы, костюмы. Так как их СИЗы неподотчётные, используем их на выездах, на которые по протоколу не имеем права надевать свои. Я стараюсь уже на все вызовы ездить в респираторе, ведь если попадётся квартира с COVID-19, а ты в обычной маске, то повезёт, если не заболеешь».
Я стараюсь уже на все вызовы ездить в респираторе, ведь если попадётся квартира с COVID-19, а ты в обычной маске, то повезёт, если не заболеешь

Прошли флешмобы и акции в поддержку медиков. Мы все сказали спасибо тем, кто лечит нас и приезжает на помощь. Но эпидемия никуда не делась. И теперь важно создать условия, при которых медики бы не болели, не умирали. Необходимо сделать всё, чтобы им работалось комфортно, чтобы они не боялись ехать на вызовы и были уверены в средствах защиты.

Что думает руководство Пермской станции скорой помощи о сегодняшней ситуации?

«На 7 июля на карантине находятся 18 сотрудников скорой помощи: один врач, пять фельдшеров и медсестёр, 11 водителей и один уборщик помещений. На больничном с COVID-19 – 17 человек (один врач, 15 представителей среднего медперсонала, один водитель). Выздоровели 37 человек, переболевших коронавирусом (два врача, 28 представителей среднего медперсонала, шесть водителей, один уборщик). Умер один врач скорой. С 1 июля днём работает 105 выездных бригад, ночью – 102. Для сравнения: в феврале 2020 г. на выездах было 104 бригады днём и 102 ночью. На всех пермских станциях скорой помощи есть необходимый запас средств индивидуальной защиты. Работники регулярно проходят исследование на наличие коронавирусной инфекции», – говорит главный врач Пермской станции скорой помощи Юрий Катаев.