В Пермском крае много лет успешно функционирует санавиация. Это автомобили и воздушные судна, оснащённые медицинским оборудованием для оказания помощи во время транспортировки пациентов, а также бригады профессиональных медиков, способных на настоящие чудеса в ежедневном режиме.
Три тысячи приступов
Чёткое взаимодействие и профессионализм врачей на каждом этапе оказания медпомощи позволили спасти 53-летнего жителя Верещагино. В середине июля в отделение экстренной консультативной скорой медицинской помощи (санавиации) Пермской краевой клинической больницы (ПККБ) обратились врачи Верещагинской ЦРБ. У них на руках был пациент в критическом состоянии. Мужчину доставили в больницу после очередного приступа срыва сердечного ритма.
«Реаниматологи санавиации дали рекомендации по ведению пациента, а уже на следующий день в округ выехал аритмолог с оборудованием для тестирования имплантированного пациенту кардиовертера-дефибриллятора: специального устройства, предназначенного для лечения желудочковой тахикардии и фибрилляции желудочков — аритмий, которые приводят к внезапной сердечной смерти, — рассказали в Минздраве Пермского края.
Такой аппарат контролирует работу сердца пациента и в случае необходимости производит электрический разряд для восстановления ритма. Жителю Верещагино его поставили в марте этого года, так как после перенесённого в 2019 г. обширного инфаркта образовался большой рубец, который со временем привёл к развитию тяжёлой формы аритмии.
«Устройство рассчитано на пять лет работы, затем оно меняется на новое. Но тестируя его в реанимации Верещагинской больницы, выяснилось, что заряд батареи исчерпан. Всего за четыре месяца полностью израсходован его ресурс! Учитывая, что аппарат уже не работал, каждый новый приступ желудочковой тахикардии мог закончиться фатально, поскольку в этот момент гемодинамические показатели снижались до критических. Я согласовал с коллегами из санавиации срочный перевод пациента в Пермь, — рассказал заведующий отделением сложных нарушений ритма сердца кардиодиспансера Сергей Кучеренко.
Специалисты сняли информацию о работе устройства и очень удивились: прибор показал, что за последнее время у пациента произошло 3,5 тыс. приступов и дефибриллятор сработал 418 раз. Бригаде реаниматологов санавиации, приехавшей в Верещагино через несколько часов после вызова, предстояла непростая задача по стабилизации тяжёлого пациента и безопасной его транспортировке в кардиодиспансер.
«Прежде всего во время эвакуации мы должны исключить риски развития опасных осложнений и предотвратить ухудшение состояния пациента. Несколько часов потребовалось для того, чтобы стабилизировать состояние мужчины. После этого его доставили в реанимационное отделение кардиодиспансера и передали коллегам профильного учреждения», — рассказал заведующий отделением экстренной консультативной скорой медицинской помощи ПККБ Алексей Степанов.
Новая операция
Транспортировка прошла успешно. Уже на следующий день мужчине провели операцию по замене кардиовертера-дефибриллятора. После этого пациента стали готовить к новой операции.
По словам врачей, единственным способом спасти пациенту жизнь было проведение радиочастотной абляции (РЧА) — это метод разрушения высокочастотным электрическим током очагов аритмии. Подобные вмешательства являются сложнейшим видом кардиохирургического лечения. Большой опыт по проведению РЧА есть у врачей из Новосибирска (НМИЦ им. Мешалкина) и Санкт-Петербурга (НМИЦ им. Алмазова). Но было слишком опасно снова отправлять пациента в дорогу. Поэтому решили пригласить в Пермь из Новосибирска Виталия Шабанова — врача, на счету которого самое большое количество успешно проведённых операций такого типа.
Сложнейшее вмешательство потребовало тщательной подготовки. Операцию совместно выполнили новосибирский эксперт и заведующий отделением сложных нарушений ритма сердца кардиодиспансера Сергей Кучеренко.
«Это самый сложный и опасный вид аритмии: желудочковую тахикардию называют “электрическим штормом” — сердце начинает судорожно сокращаться, в этот момент систолическое давление падает до 30-50 единиц. В последний месяц у пациента число приступов стало достигать 10 в день, каждый из них мог закончиться фатально. Единственный способ спасения — РЧА, с помощью которой постинфарктный рубец преобразуется в однородную ткань, где больше не будут образовываться патологические очаги», — рассказал завотделением хирургического лечения сложных нарушений ритма сердца НМИЦ им. Мешалкина Виталий Шабанов.
Операция длилась около пяти часов. Хирурги филигранно выполнили технически сложные манипуляции. В итоге уже через день пациента смогли перевести из реанимации в общую палату.
Больно до потери сознания
Теперь житель Верещагино Ярослав вспоминает прошедшие годы, как страшный сон. Первые приступы срыва ритма сердца начались вскоре после инфаркта. А два года назад заболевание усугубилось. Не меньше переживаний перенесли и близкие мужчины, видя, как его бьёт изнутри электрическим разрядом. Супруга и двое детей очень переживали за любимого человека.
«Это больно, иногда до потери сознания, — вспоминает приступы Ярослав. — Я дальше десяти метров от дома отойти не мог. Скорую вызывали едва ли не каждый день. Но мне сказали, что это особенности заболевания. И я терпел. Но когда тебя бьёт током по несколько раз в день, ломаются душа и психика. Потом я услышал характерный звук, который издаёт дефибриллятор, сигнализируя, что разрядился, а приступы-то продолжаются».
В итоге очередной вызов скорой помощи, палата реанимации, решение о транспортировке в Пермь.
«Какой титанический труд у медицинского персонала! — рассказывает пациент. — С каким вниманием и профессионализмом относятся медсестры в реанимации, в отделении. Ко мне постоянно приходили врачи — реаниматологи, хирурги, кардиологи. В какой-то момент после серии ударов я был готов на всё, как говорится, не ради лечения, а ради науки».
Сразу после операции наступило облегчение.
«Понимаю, что мне ещё предстоит научиться жить в новом для себя режиме, но главное – жить!» — рассказал Ярослав.
Врачи предупреждают, что желудочковая тахикардия — это коварное заболевание, требующее комплексного подхода к лечению.
«В данный момент лечащий кардиолог-аритмолог Анастасия Бакулина подбирает терапию и настраивает режим дефибриллятора. Все показатели состояния здоровья мужчины уже приведены в норму. Пациент будет ежемесячно к нам приезжать для контрольных исследований и консультаций», — рассказал Сергей Кучеренко.
А пока Ярослав в сопровождении родных уехал домой в Верещагино, чтобы вести обычную жизнь в кругу семьи.
Потенциал экспертов всей страны
«Случай, безусловно, сложный, потребовавший чёткого плана действий на каждом этапе лечения, — считает главный врач кардиодиспансера к.м.н. Кирилл Прохоров. — Задача нашей клиники — привлечь все необходимые ресурсы, чтобы высокотехнологичная помощь, включая интеллектуальный потенциал экспертов нашей страны, была доступна тяжёлому пациенту, который в этом нуждается.
Так было и в этот раз, когда стало понятно, что только такой подход позволит нам помочь достаточно молодому, работоспособному мужчине, заболевание которого фактически остановило его жизнь. Мы продолжим обучение наших специалистов освоению и внедрению сложных и технологичных вмешательств. Это позволит не перенаправлять пациентов в другие регионы и сделать эту помощь доступной здесь».
Новый вертолёт
В июле первые вылеты совершил новый вертолёт санавиации в Пермском крае Ми-8. Как рассказал губернатор Пермского края Дмитрий Махонин, первым заданием для него стала эвакуация новорождённого малыша и женщины с инфарктом миокарда. Две бригады Пермской краевой клинической больницы — реанимационная и неонатологическая — отправились за пациентами в Чернушку и Кунгур. Врачам удалось безопасно и оперативно доставить пациентов в Пермь. Сейчас они проходят лечение в профильных медучреждениях.
«Новая машина поможет врачам выполнять сложные задачи по спасению жизней пациентов и летать в самые отдалённые уголки региона, — рассказал Дмитрий Махонин. — Борт оснащён необходимым оборудованием: дефибриллятором, аппаратами ЭКГ и искусственной вентиляции лёгких, системой для дозированного введения лекарственных препаратов. Специалисты смогут совершать длительные рейсы без дозаправки и перевозить до четырёх лежачих пациентов одновременно. У санавиации в Пермском крае большой опыт и десятки тысяч спасённых жизней за плечами. Только за этот год бригады выполнили около тысячи выездов в территории и оказали помощь более 900 пациентам».