С середины сентября родные и близкие ищут в Пермском крае пропавшую 15-летнюю девочку. Однажды утром девятиклассница сказала приёмной маме, что зайдёт перед школой к стоматологу, а затем бесследно исчезла. К поискам ребёнка подключилась полиция и волонтёры. О судьбе девочки, а также о том, где может находиться ребёнок, узнал сайт perm.aif.ru.
«Мама, я уехала к стоматологу»
О том, что в Краснокамске ещё 12 сентября пропала девочка, сайту perm.aif.ru рассказала опекун девочки Елена Вьюжанина.
«Рано утром 12 сентября девочка вышла из своего дома в деревне Брагино Краснокамского округа, написала мне в смс, что у неё разболелся зуб, и ей срочно нужно заехать к стоматологу. Пообещала после поликлиники идти в школу. Но на уроках она так и не появилась», – рассказала женщина.
По словам Елены, с тех пор от пропавшего ребёнка ей не приходит никаких вестей. На телефонные звонки девочка не отвечает, выйти на связь с семьей не пытается.
«Девочка живёт с нами с полуторогодовалого возраста. В последний год она вдруг начала уезжать неизвестно куда без предупреждения. Все лето она пропадала. Мы её находили, а она снова убегала», – поделилась собеседница.
Женщина перечисляет приметы пропавшей девочки: рост 165 см, зелёные глаза, обесцвеченные с тёмными корнями волосы, нормальное телосложение. В день исчезновения школьница была одета в чёрную толстовку, светлые джинсы и бело-серые кроссовки. С собой она взяла чёрный рюкзак, положив туда косметику. Одежда и другие вещи остались дома.
Всех, кому известно что-либо о местонахождении пропавшей девочки, Елена просит передать информацию в ближайший отдел полиции или позвонить по номеру «102».
«Вика – дочь сестры моего дяди, – рассказала perm.aif.ru родственница пропавшей девочки Карина Городилова. – Я слышала, что мама у неё очень много выпивала и даже избивала девочку. Рассказывают, что однажды она подожгла ребёнку волосы. И, естественно, мои дядя с тётей забрали её себе на воспитание».
По словам родственников опекуна девочки, в семье есть ещё два мальчика: одному 14 лет, второму – три года.
«Раньше всё было хорошо. Девочку никогда ничем не обделяли, не били, а если ругали, то только за дело. Относились к ней в семье нормально – так же как и к своим родным детям. Тётя Лена рассказывала, что трудности начались совсем недавно. Видимо, сказался переходный возраст. Она начала сбегать из дома, говорить: "Я вас ненавижу", "Я вас не люблю" и так далее», – поделилась Карина.
Летом, по словам собеседницы, девочка раза четыре сбегала из дома к родной матери в Верещагино.
«Той, конечно, наплевать на ребёнка. Она продолжает пить. Она уже отбыла срок в колонии за избиение дочери. И сейчас продолжает себя так же вести», – добавила девушка.
По словам собеседницы, к общению с девочкой этим летом подключили и отдел по делам несовершеннолетних полиции.
«Честно, я не знаю, что девочке не нравится. Мы ей уже говорим: “Потерпи. Вот закончишь учёбу и поезжай, куда хочешь”. Чего ребёнку не хватает – не понимаю. Сейчас все тапки в мою тётю кидают, хотя историю семьи, конечно, не знают. Получается, что она сейчас за Вику отвечает. А сделать ничего с ней не может», – поделилась девушка.
Летом девочку на некоторое время отправили в местный центр для трудных подростков. Предлагали ей там и остаться. Но она захотела домой, и её приняли обратно в семью.
Абонент не доступен
Сайту perm.aif.ru удалось связаться с мамой пропавшей девочки Евгений Вьюжаниной.
«12 сентября опекун позвонила мне и сообщила, что девочка ушла из дома. Конечно, я заволновалась. Накануне мы с ней созванивались, она была в школе, в хорошем настроении. И вот опять пропала», – рассказала perm.aif.ru женщина.
А 25 сентября, по словам собеседницы, ей от дочери пришло смс-сообщение. «Мама, я жива и здорова, одета, сыта, работаю. Не волнуйся за меня. Обратно ехать не хочу», – написала девочка.
Женщина в ответ тоже написала девочке сообщение: «Иди в полицию. Тебя хотя бы заберут в детский дом. О тебе будут заботиться. Я переживаю. Ты у меня единственная дочь».
Девочка ничего не ответила. Позже выйти с ребёнком на связь матери так и не удалось. Однажды после рабочей смены ей пришли уведомления о том, что дочь пыталась ей позвонить.
«Но я была на работе (работаю уборщицей в рыбном цехе), где отключаю телефон на весь день. Связь у нас часто не там не ловит. Потом вечером перезвонила – «абонент не доступен». Но я всё равно жду от дочки звонка. Звоню, пишу смс-ки. Она не отвечает. Сегодня положила ей деньги на телефон. Может быть, позвонит. Звоню сама – линия всё время занята», – поделилась женщина.
Евгения рассказала perm.aif.ru, что действительно отбывала срок в колонии. Но, по её словам, этот этап её жизни закончился до рождения девочки.
«По глупости в молодости совершила ошибку. Сейчас судимость погашена», – коротко пояснила она.
При этом женщина не отрицает, что, когда деволчка была совсем маленькой, её лишили родительских прав.
«В тот день я выпила алкогольный напиток, мне стало плохо. Родственница мужа начала меня провоцировать, оскорблять и взяла на руки мою маленькую дочь. Я замахнулась на неё, но нечаянно попала в ребёнка. Тогда она вызвала к нам полицейских, начались разбирательства, и в итоге меня лишили родительских прав. Пока шло расследование, недоброжелатели про меня что только ни наговорили», – вспоминает собеседница.
По словам мамы девочки, её опекун какое-то время считала, что школьница находится у неё.
«Елена мне звонит и спрашивает: “Может быть, она у тебя? Может быть, ты её скрываешь?” А как она у меня будет? Я работаю весь день. Если бы она здесь появилась, я бы сама увела её в полицию. Я знаю, что укрывательство – это уголовное статья», – добавила Евгения.
Начали гнобить с седьмого класса?
Женщина рассказала, что в целом её дочь – нормальный и адекватный ребёнок.
«Со мной она хорошо общается, тянется ко мне. Когда с ней спокойно общаешься, она отвечает тем же. Начинаешь повышать голос – она закрывается. Думаю, что надо разбираться с семьёй, которая её воспитывает. Выяснять, почему девочка не хочет туда возвращаться. Я слышала, что там на неё оказывают давление, постоянно ругают», – говорит Евгения.
По словам собеседницы, девочка говорила, что у неё есть хорошие друзья, но чем занимается компания, та ей не рассказывала.
«Дочь начала пропадать только с тех пор, как ей исполнилась 15 лет. Я уже стала подозревать, что у неё появился друг, мальчик. Она говорит – нет», – добавила женщина.
По словам мамы девочки, летом, когда дочь находилась в центре для подростков в Краснокамске после очередного побега, она согласилась вернуться в прежнюю семью только после того, как Елена пришла к ней, извинилась и позвала домой.
«Я сказала ей тогда: “Ну зачем? Тебе же в полиции говорили, что не надо туда возвращаться, если тебе там не нравится”. И она обратно вернулась – и через пару недель снова пропала. Читаю молитвы, чтобы она нашлась», – вспоминает мама девочки.
По словам женщины, летом, когда она привезла гостившую у неё девочку в Краснокамск, и вся семья пила чай, Елена зашла в комнату девочки, и начала её строго отчитывать, забирать телефон.
«Я говорю: “Я привезла тебе живого и здорового ребёнка. Просто поговори с ней. Не нужно кричать. Зачем ты её запугиваешь? Да, это твоя жизнь. Но это мой ребёнок”», – рассказывает женщина.
Собеседница также добавила, что дочь несколько раз не отпускали к ней на каникулы или праздники. Однажды, по её словам, даже купили билеты на автобус, но в последний момент опекун девочки сообщила ей, что она никуда не едет.
«Она мне жаловалась, что в этой семье ей начали гнобить с седьмого класса. Она умная девочка, но обидчивая и упрямая. Если на неё накричат, может замкнуться и уйти. Никогда не идёт на примирение сама. Вот такой характер», – рассказала собеседница.
По словам Евгении, у девочки уже был опыт подработки.
«Летом она трудилась в Перми. Не помню точно, где. Но в итоге купила себе джинсы, кроссовки, косметику. Любит наносить макияж. Маленькая была – делала разные поделки и косички заплетала. У неё есть способности что-то делать руками: лепить, рисовать. В будущем хочет поступить в медицинский институт, выучиться на врача. Я только за. Пусть занимается, чем нравится», – поделилась мама девочки.
Впрочем, по словам опекуна пропавшей девочки Елены Вьюжаниной, на самом деле всё было не совсем так, как рассказывает мать школьницы.
«Биологическая мама девочки начала общаться с ней только в прошлом году. Уезжать к матери ребёнку мы не запрещали. Но дело в том, что она и не спрашивала разрешения на это. Просто пропадала, никого не предупредив. В семье никто на неё не кричал, и нас она не боялась».
Кроме того, Елена подчеркнула, что не уговаривала девочку вернуться из реабилитационного центра и не извинялась перед ней.
«Это она мне каждый день звонила и со слезами просила забрать её домой», – пояснила женщина.
Собеседница добавила, что возмущена неблагодарностью ребёнка, которого она вырастила и воспитала как родного, и в случае, если девочка найдётся, думает отдать её в детский дом до совершеннолетия.
И мать, и опекун девочки обратились в полицию с сообщениями о её пропаже.
В МВД по Пермскому краю perm.aif.ru рассказали, что ребёнок находится в розыске.
«Сотрудники полиции проводят мероприятия, направленные на установление местонахождения девочки», – резюмировали в ведомстве.
В поисковом отряде Лиза Алерт perm.aif.ru сообщили, что на данный момент поисковикам полиция дала волонтёрам запрет о предоставлении информации о поисках Вики.
«Ориентировки о поисках девочки ещё нет. Пока полиция нам не разрешит, мы её не разместим», – сказали поисковики.
«Есть известное латинское выражение "Ubi bene ibi patria" – "Там хорошо, где отечество", – прокомментировал perm.aif.ru ситуацию психолог Николай Стрелков. – Дети и подростки, как никто другой, склонны к поиску лучшей жизни. Если ребёнок считает, что его недостаточно любят и поддерживают, у него сразу возникает ощущение, что где-то есть лучшее место, идеальная семья и жизнь мечты. Покидая свой дом, подросток бежит от плохого к этому воображаемому хорошему. Когда семья приёмная, ситуация усугубляется».
По словам психолога, побег ребёнка из семьи – показатель того, что в семье есть определённые психологические и социальные проблемы. Причём необязательно речь идёт о маргинальной семье. Она может выглядеть вполне благополучной.
«Я бы рекомендовал семье, где воспитывается девочка, обратиться с психологу. Нужно в присутствии специалиста сесть за стол переговоров и разобраться, что родителям необходимо изменить, чтобы ребёнок чувстововал себя дома комфортно и безопасно», – подчеркнул он.
Сайт perm.aif.ru продолжает следить за развитием событий.
UPD: 15 ноября стало известно, что пропавшую девочку нашли живой и здоровой в Перми.