Курорт или промзона? 7 вопросов о будущем Чёрного моря после ЧП с танкерами

Вид на танкер «Волгонефть-239», стоящий на мели у мыса Панагия 20 января 2025. © / Роман Наумов / GLOBAL LOOK

Прошёл ровно год с экологической катастрофы в Чёрном море. 15 декабря 2024 года затонули танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Сегодня, в декабре 2025-го, ясно: последствия пока не преодолены, работа волонтёров продолжается. Эколог Вениамин Голубитченко — о том, почему авария не закончилась, а только перешла в новую фазу.

   
   

1. Год спустя: что происходит с разливом?

«Чёрное море — сливная яма для значительной части Европы. Через Дунай, реки Кавказа и Малой Азии сюда попадает всё. А выйти загрязнениям почти некуда — море изолировано узкими проливами. Экосистема вынуждена "переваривать" это сама. Поэтому сам разлив 2024 года наложился на хронический фон».

2. Может ли море очиститься само?

«Да, но медленно. Есть два природных механизма.

Первый — сероводородная зона на глубине от 60–70 метров. Это не "мёртвая" безжизненная толща, а среда, где бактерии окисляют органику, включая нефтепродукты.

Второй — микроорганизмы, которые исторически разлагают природные нефтеподобные вещества из грязевых вулканов. Но их активность невысока, а главное — море не успевает справляться, потому что загрязнение поступает снова и снова».

   
   

3. Почему эта авария — катастрофа иного масштаба?

«Нефть в море была всегда, но такого грандиозного разлива тяжёлого мазута ещё не было. После прошлых инцидентов пятна находили ещё годы, а на побережье — до десяти лет. Тяжёлые фракции после крушения танкеров осели на дно. Там, вне досягаемости сероводородного слоя, они будут лежать долго, постепенно вымываясь, попадая в течения, которые могут его снова вынести к берегу».

4. Где сегодня основной мазут и что с ним будет?

«Во-первых, наибольшее количество мазута всё ещё находится в танках затонувших танкеров. Во-вторых, в донных отложениях, с песком и илом. В-третьих, и это самая незначительная часть — ещё плавает в море или уже захоронена в береговой полосе (в гальке, щебне, песке). Риск вторичного загрязнения постоянен. Особенно в тёплое время года, когда мазут становится более плавучим, он будет подниматься к поверхности и, подхваченный преобладающими течениями, выбрасываться на побережье — от Анапы до Крыма».

5. Угрожает ли это другим курортам?

«Абсолютно всему черноморскому побережью. В море — огромный трафик танкеров, плюс риски, связанные с портовой деятельностью. Круговое течение, идущее против часовой стрелки, разносит загрязнение от Сочи к Туапсе, Новороссийску, Анапе, Крыму, далее к Румынии, Болгарии, Турции и снова к Грузии и Сочи. Таким образом, угроза существует для всего побережья».

6. Что не так с нашей системой реагирования на такие ЧС?

«Любая критическая ситуация проходит несколько стадий:

  • Подготовительная — стечение обстоятельств.
  • Некомпетентность, неподготовленность и неожиданность для ответственных лиц.
  • Мониторинг — оценка ситуации.
  • Быстрое реагирование — уборка, спасение.
  • Ликвидация последствий.

Из всех этих этапов лучше всего у нас обстоят дела с мониторингом. Быстрое реагирование оставляет желать лучшего. Ликвидация последствий тоже страдает, так как собрать и убрать всегда сложнее и дороже, чем разлить. Со временем притупляется чувство опасности, что мешает полноценной ликвидации».

Волонтёры «Сети, сито, лопата» убирают мазут в Анапе. Фото: АиФ/ Марина Сизова

7. Главный урок и главная тревога?

«Тревога в том, что мы сознательно превращаем единственное тёплое море России, всероссийскую курортную зону, в промышленно-портовый узел для перевалки нефти, удобрений, ядохимикатов. Эти вещи несовместимы. Убытки курортной отрасли от катастроф уже сопоставимы с доходами от транспортировки. Мы разрушаем одно ради другого. Ни один здравомыслящий человек не станет разливать краски и ставить химические опыты у себя в ванной, пока там моется. Это очевидно, что опасно. Но почему-то в масштабах всего морского побережья эта очевидность для кого-то теряется».