Прошёл ровно год с экологической катастрофы в Чёрном море. 15 декабря 2024 года затонули танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239». Сегодня, в декабре 2025-го, ясно: последствия пока не преодолены, работа волонтёров продолжается. Эколог Вениамин Голубитченко — о том, почему авария не закончилась, а только перешла в новую фазу.
1. Год спустя: что происходит с разливом?
2. Может ли море очиститься само?
«Да, но медленно. Есть два природных механизма.
Первый — сероводородная зона на глубине от 60–70 метров. Это не "мёртвая" безжизненная толща, а среда, где бактерии окисляют органику, включая нефтепродукты.
Второй — микроорганизмы, которые исторически разлагают природные нефтеподобные вещества из грязевых вулканов. Но их активность невысока, а главное — море не успевает справляться, потому что загрязнение поступает снова и снова».
3. Почему эта авария — катастрофа иного масштаба?
«Нефть в море была всегда, но такого грандиозного разлива тяжёлого мазута ещё не было. После прошлых инцидентов пятна находили ещё годы, а на побережье — до десяти лет. Тяжёлые фракции после крушения танкеров осели на дно. Там, вне досягаемости сероводородного слоя, они будут лежать долго, постепенно вымываясь, попадая в течения, которые могут его снова вынести к берегу».
4. Где сегодня основной мазут и что с ним будет?
«Во-первых, наибольшее количество мазута всё ещё находится в танках затонувших танкеров. Во-вторых, в донных отложениях, с песком и илом. В-третьих, и это самая незначительная часть — ещё плавает в море или уже захоронена в береговой полосе (в гальке, щебне, песке). Риск вторичного загрязнения постоянен. Особенно в тёплое время года, когда мазут становится более плавучим, он будет подниматься к поверхности и, подхваченный преобладающими течениями, выбрасываться на побережье — от Анапы до Крыма».
5. Угрожает ли это другим курортам?
«Абсолютно всему черноморскому побережью. В море — огромный трафик танкеров, плюс риски, связанные с портовой деятельностью. Круговое течение, идущее против часовой стрелки, разносит загрязнение от Сочи к Туапсе, Новороссийску, Анапе, Крыму, далее к Румынии, Болгарии, Турции и снова к Грузии и Сочи. Таким образом, угроза существует для всего побережья».
6. Что не так с нашей системой реагирования на такие ЧС?
«Любая критическая ситуация проходит несколько стадий:
- Подготовительная — стечение обстоятельств.
- Некомпетентность, неподготовленность и неожиданность для ответственных лиц.
- Мониторинг — оценка ситуации.
- Быстрое реагирование — уборка, спасение.
- Ликвидация последствий.
Из всех этих этапов лучше всего у нас обстоят дела с мониторингом. Быстрое реагирование оставляет желать лучшего. Ликвидация последствий тоже страдает, так как собрать и убрать всегда сложнее и дороже, чем разлить. Со временем притупляется чувство опасности, что мешает полноценной ликвидации».
7. Главный урок и главная тревога?
«Тревога в том, что мы сознательно превращаем единственное тёплое море России, всероссийскую курортную зону, в промышленно-портовый узел для перевалки нефти, удобрений, ядохимикатов. Эти вещи несовместимы. Убытки курортной отрасли от катастроф уже сопоставимы с доходами от транспортировки. Мы разрушаем одно ради другого. Ни один здравомыслящий человек не станет разливать краски и ставить химические опыты у себя в ванной, пока там моется. Это очевидно, что опасно. Но почему-то в масштабах всего морского побережья эта очевидность для кого-то теряется».