Опять? В Перми обследуют дом, угрозу обрушения которого доказали уже трижды

Жители дома на Компросе, 94 боятся, что стены могут обвалиться в любой момент. © / Татьяна Титова / АиФ

В Перми 27 июля ввели режим повышенной готовности в отношении аварийного дома на Комсомольском проспекте, 94. Комиссия по ЧС также приняла решение провести инструментальное детальное обследование здания. Зачем? Жильцы не понимают. По их словам, уже три проверки установили, что существует опасность лавинообразного обрушения стен. Новое обследование – трата времени и средств, которое никак не поможет в решении проблемы, считают они.

   
   

О ситуации, которая складывается вокруг дома на Компросе, 94, – читайте в материале perm.aif.ru.

Семь лет обещаний

Дом на Комсомольском проспекте, 94 построили в 1934 году. Сегодня в нём проживает около 160 человек. Это люди разных возрастов: от дошкольников до пенсионеров. Но находиться в квартирах им небезопасно – в 2022 году здание признали аварийным.

«Много лет кровля этого дома была вровень со стенами, что повлекло промокания, выпучивания – то есть дождевые воды и снег стекали по фасаду. Стены напитывались влагой, – рассказала председатель ТСЖ «Комсомольский проспект, 94» Римма Шерстнёва. – Сейчас стены дома представляют собой скорлупу, под которой находится шлакоблок, структура которого настолько изменена, что не подлежит никакому ремонту. Тепловизионное обследование показало, что есть пустоты. Может случиться лавинообразное обрушение стен».

Дом на Компросе, 94 в Перми разрушается. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

До признания дома аварийным жильцы неоднократно пытались спасти здание, но администрация, по их мнению, бездействовала.

«В 2015 году суд обязал мэрию капитально отремонтировать дом, но ремонт не начинался. Осенью мы решили взяться хотя бы за крышу и электрику, потому что случались аварийные ситуации: в одном подъезде горела техника, в другом было задымление. Весной 2017 года мы этот ремонт закончили. Правда, с перерывами на суды, – сообщила Римма Шерстнёва. – Дело в том, что ремонт мы делали по программе софинансирования, но администрация расторгла с нами договор. Подрядчику пришлось брать кредит, чтобы закончить ремонт. И до 2018 года мы судились, чтобы вернуть эти деньги».

Во время ремонта крыши разошлись стены дома, так как кладочный раствор был практически вымыт.  Фото: АиФ/ Татьяна Титова

После ремонта крыши и электрики пермяки продолжали ждать капремонт, но озадачились общим состоянием дома. Поэтому в 2019 году на стены были установлены маячки, чтобы вести динамику раскрытия трещин.

   
   

«Мы решили провести обследование всего дома, чтобы решить, сможем ли ремонтировать его своими силами, может быть, какими-то частями, локальными фасадными отрезками. Мы проголосовали и выделили деньги, около 400 тысяч рублей. Обследование началось осенью 2020 года. Весной 2021 года нам дали результаты, которые повергли нас в шок. В заключении сказано, что ремонт дома нецелесообразен, потому что он может выйти дороже, чем постройка нового дома – это раз, ремонт требует полного выселения жителей – это два», – поделилась Римма Шерстнёва.

Подъезд дома на Компросе, 94. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Таким образом жители поняли, что продолжать ждать капремонт бессмысленно и при всём желании, отремонтировать дом своими силами у них не получится. Они обратились к приставам, которые обязали провести новое обследование.

«На это ушло два с лишним миллиона рублей. Оно подтвердило выводы первой проверки. Затем свою какую-то проверку провела администрация. Но никаких решений за этим не последовало. Мы даже пытались завести уголовное дело за бездействие на главу администрации Перми, но нам ответили, что в действиях администрации бездействия не наблюдается», – сказала Римма Шерстнёва.

Шлакоблоки подверглись структурным изменениям. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Дело сдвинулось с мёртвой точки в 2022 году, когда жители обратились в прокуратуру. Дом быстро признали аварийным.

«Четырёхэтажный, шестиподъездный, шлакоблочный дом 1934 года постройки был признан аварийным в 2022 году. Ранее были проведены обследования этого дома, согласно которым происходит постепенное разрушение несущих конструкций здания», – подтвердили информацию в администрации Перми.

Перспектива маневренного жилья не привлекает

Раз дом аварийный – значит, подлежит расселению. Жителям дома на Компросе, 94 пообещали дать новое жильё к 2030 году, а пока на дверях подъездов висит информация, что на период расселения они могут обратиться в маневренный жилищный фонд. Делать этого жильцы не спешат.

«В этом доме у моей семьи две квартиры: родительская и моя. Ехать я пока никуда не собираюсь. Как прочитала, маневренное жильё построили где-то в стороне Гайвы. И дают по одной комнате на семью. Жить в коммуналке с соседями? Это несерьёзно. У меня прекрасная квартира. Дом наш, может, простоит ещё сколько-то. Если бы предоставляли нормальное жильё или выплачивали деньги за квадратные метры, то был бы другой разговор», – прокомментировала жительница дома Лариса.

На дверях дома висит информация о том, как воспользоваться маневренным фондом. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Ещё одна жительница дома Александра сообщила, что всё-таки приняла решение съехать. Ей осталось перевести последние вещи на новое место жительства и ждать 2030 года. Но не все верят обещаниям.

«Многие жители знают, что опасно верить этим обещаниям. Нас уже обманывали. Например, обещали капремонт в 2015 году, а где он? Где гарантии, что к 2030 году какое-то жильё предоставят? Поэтому и не хотят выезжать. Понимают, что могут вообще остаться непонятно где», – рассуждает Римма Шерстнёва, которая тоже живёт в доме на Компросе, 94.

Отваливающиеся кирпичи падают прямо на газовую трубу. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

Комиссия по ЧС 

В 2023 году состояние дома начало ухудшаться, что называется, на глазах – в мае произошло «выпучивание и вываливание стен». Оперативная группа комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС) совместно с администрацией Свердловского района и экспертами ПНИПУ несколько раз выезжали в злополучный дом. По данным жителей, эти выезды заканчивались тем, что признаков чрезвычайной ситуации и причин для экстренного расселения эксперты не нашли.

Для ремонта опасного простенка нужно выселение жителей. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

26 июля (после ряда публикаций в СМИ) комиссия по ЧС сделала новое заявление.

«В ходе проведения заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций принято решение о введении с 9:00 27 июля режима «Повышенная готовность» для органов управления и сил районного звена территориальной подсистемы РСЧС Пермского края в отношении многоквартирного дома. Это предполагает дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций», – сообщили в администрации Перми.

Также комиссия решила провести инструментальное детальное обследование здания многоквартирного дома и мониторинг несущих конструкций на протяжении не менее шести месяцев.

Ремонт дома на Компросе, 94 может стоить в районе 60-120% от стоимости нового дома, говорят жильцы. Фото: АиФ/ Татьяна Титова

«Зачем?», «Надо расселять, а они время тянут», «Полгода? Вот вам и экстренное расселение», «Опять два миллиона в никуда выкинут, а к решению проблема не приблизится», «Лучше бы жильё нормальное давали», «Четвёртое обследование?! Это уже даже не смешно», «Дом ремонту не подлежит, что теперь проверки устраивать? Расселять надо», – высказываются люди.

СКР по Пермскому краю начал доследственную проверку. Корреспондент perm.aif.ru направит запросы для разъяснения вопросов о мерах, которые необходимо предпринять в сложившейся ситуации.

Ранее perm.aif.ru писал, что прокуратура требует обязать мэрию экстренно расселить аварийный дом на Комсомольском проспекте, 94.