Парализованная Пермь. Кто «заминировал» город?

В гимназию 31 звонок поступил в 11 часов 10 минут 12 сентября. © / Мария Сафина / АиФ

Это было страшно. Мы вроде уже и привыкли к регулярным учебным тревогам, к телефонным шутникам или забытым сумкам с продуктами, из-за которых приходится эвакуировать то школу, то банк, то магазин. Но в этот раз всё было не так.

   
   

за день до этого коллеги из Омска делились тревожными новостями о массовых эвакуациях. Поэтому, когда нашим сотрудникам дети стали сообщать, что их срочно выводят из школ, стало понятно, что это не шутки двоечников, которые пытаются сорвать контрольную.

Телефоны пресс-служб силовых структур молчали, а в социальных сетях появлялись всё новые фото и сообщения об эвакуациях в разных районах города.

В какой-то момент корреспондент «АиФ-Прикамье» дозвонился до сотрудника силового ведомства. Он успокоил: это масштабные учения. Даже опытным людям не верилось, что это может быть реальная угроза.

Однако официального сообщения так и не было.

78 объектов

После полудня министерство территориальной безопасности Пермского края сообщило, что «в несколько школ города Перми и административные здания поступили анонимные звонки о заложенных взрывных устройствах».

Количество объектов росло. В одной из структур, участвовавшей в операции по обеспечению эвакуации населения, нам обмолвились, что в списке уже 78 объектов.    
   

Тем временем, «минирования» проходили и в других городах России.

«Анонимные звонки о взрывных устройствах поступали в ряде городов Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. МВД и ФСБ России проводятся проверочные мероприятия», - говорится в сообщении пермского министерства территориальной безопасности.

В школах отменили занятия. Воспитатели некоторых детских садиков на встревоженные звонки родителей просили по возможности забрать детишек пораньше «на всякий случай».

Кроме школ эвакуировали сотрудников здания городской администрации, некоторых департаментов, железнодорожный и автовокзалы, торговые центры и университет. В стационары перестали пускать посетителей.

Только к вечеру город начал успокаиваться. Ни по одному из указанных адресов взрывчатых веществ не нашли. Школьникам разрешили вернуться в классы за портфелями.

Не похоже на учения

Пермяки успокоились. Но остался вопрос – что это было: масштабные всероссийские учения или чья-то шутка?

«По сути это был террористический акт. Причём состоявшийся. Оксфордский словарь трактует терроризм как «незаконное использование насилия и запугивания, особенно в отношении гражданских лиц, в политических целях». То есть теракт – это не обязательно взрывы и жертвы», - считает наш эксперт, сотрудник службы спасения, пожелавший не называть своего имени.

По его мнению, на учения случившееся не похоже по нескольким параметрам.

Во-первых, слишком масштабно. При учениях «на базе» остаётся дежурная группа, которая отрабатывает реальные вызовы. 12 сентября людей катастрофически не хватало. Машины и сотрудники экстренных служб просто не могли охватить разом десятки объектов, на которых «якобы» были заложены бомбы.

Во-вторых, при учениях сводят к минимуму финансовые потери. То есть расписание поездов, автобусов и т.п. максимально меняют на это время, чтобы избежать неустойки и потери клиентов. В социальных сетях люди жаловались, что из-за эвакуации вокзалов они не могут попасть на поезд (автобус), отменяются и задерживаются рейсы.

В-третьих, в результате учений «бомбу» всегда находят. То есть муляж, который во время учений должны обнаружить спецслужбы. 12 сентября не нашли ничего.

Более того, позже в МВД возбудили уголовное дело по статье «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».

«Под силу студенту-второкурснику»

Кто же мог совершить такое масштабное преступление? Эксперт «АиФ-Прикамье» уверен, что это под силу даже студенту.

Совладелец компании «Комплетел», провайдера услуг Интернет и цифровой телефонии, специалист в сфере компьютерной безопасности Владимир Кузьмин, который в том числе проводит тренинги по организации информационной безопасности для представителей компаний в России и европейских странах прокомментировал ситуацию:

«Массовые звонки, которые поступают в течение нескольких дней в городах России, в том числе и в Москве, – это телефонный терроризм. На моей памяти такой массированной атаки ещё не было, но это рано или поздно произошло бы в какой–либо стране».

По словам эксперта, вероятность найти звонившего в этой ситуации – от «очень сложно» до «невозможно», потому что сейчас нет стопроцентных способов вычислить звонящего: можно звонить с московского номера, которым пользуется человек, находясь, например, в Австралии. Нет никаких сложностей, чтобы сделать такие звонки, не требуется никаких особых технических мощностей или финансовых затрат. Сейчас есть много провайдеров, которые могут продать любой номер любой страны, и сделать это в любом месте. Несмотря на то, что по российским законам это запрещено, отследить покупку или продажу номеров практически невозможно.

И уж тем более просто пойти, купить дешёвые sim-карту и телефон, чтобы сообщить о якобы готовящемся теракте. По локации телефона при таком звонке с точностью до 200 метров можно определить место нахождения звонившего в момент разговора. Но это будет единственная информация, которую вы получите, если после разговора он выбросит и sim–карту, и телефон.

«Это может сделать абсолютно любой человек без какой-либо специальной подготовки. Поймать звонившего в таких случаях можно только в исключительных случаях. Так, например, было при расследовании одного громкого убийства, когда человек повторно использовал sim–карту в другом телефоне», - говорит эксперт.

В СМИ прошла информация, что звонки совершались с территории Украины. Сегодня позвонить и не оставить следа невозможно. Но, по мнению Кузьмина, нельзя исключать факт, что кто-то намеренно сделал так, что «след звонка» приведёт в Украину. Хотя звонивший при этом мог находиться и в России. Возможна и двойная провокация: некто из-за границы может совершить звонок, чтобы оказать психологическое давление на жителей России, и сделать это так, что след приведёт на Украину. И для этого тоже не потребуется никаких особых затрат, правда, это чуть-чуть сложнее, чем при помощи sim-карты и телефона, купленных для одного звонка. Для тех, кто хоть как–то связан с интернетом, запутать след не составит труда.

«Теоретически совершить все эти звонки мог один человек. Чтобы сказать более точно, обязательно проверят голоса звонивших и по тембру, по интонации и акценту установят, принадлежат ли они одному человеку. При этом есть способы моделировать голос, изменять его.

Обзвонить 30 объектов за час для одного человека не составляет труда, если у него уже подготовлен список телефонных номеров и «объектов минирования».

Сейчас активно используются цифровые автономные телефонные станции. Сама цифровая АТС – это компьютерная программа, которыми пользуются, например, управляющие компании для обзвона должников. Номера телефонов тех, кто не платит за услуги ЖКХ, заносят в телефонную базу, записывают сообщения и запускают программу. Она в автоматическом режиме набирает номер, ждёт, пока ответят и включает звуковое сообщение. Здесь даже ничего придумывать не нужно.

Для того, чтобы организовать такие звонки, достаточно знаний уровня второго курса технического вуза специализации, хоть как-то связанной с компьютерами», - говорит Владимир Кузьмин.

Есть мнение, что это спланировано для того, чтобы ещё сильнее затянуть гайки свободы Интернета, ополчившись в этот раз на IP-телефонию. Но наш эксперт не склонен придерживаться этой версии.

«Данных пока очень мало. Подождём, как отреагируют власти, и что предложат ввести в качестве контр–мер, только на основании этого можно будет делать выводы», - говорит он.