Прошёл почти месяц с трагических событий на Пике Победы, где осталась альпинистка Наталья Наговицина. Её признали пропавшей без вести. Но в этой истории до сих пор остаётся много вопросов. Что случилось на пике? Могла ли спортсменка спуститься? Что знает альпинист Роман Мокринский, который поднимался на вершину с Натальей? На эти вопросы ответил альпинист и непосредственный участник спасательных работ Александр Семёнов в интервью с Дмитрием Синицыным. Подробности — в материале сайта perm.aif.ru.
«Сильные уйдут, слабые останутся»
Свой рассказ Александр Семёнов начинает со старта сезона на Пике Победы. В конце июля в базовом лагере Южный Илыльчек собралось около 20 человек, которые планировали восхождение. Ещё там он предупреждал группу Наговициной и иранцев о сложностях пика.
«Начиная с 50-60-х годов было много погибших на горе из-за плохой погоды. Поэтому, если ты не готов, то есть большие шансы остаться там. Сильные спортсмены уйдут, слабые — останутся», — говорит Александр Семёнов о Пике Победы.
31 июля первыми вышла пара иранцев и пара новосибирцев, но вторые вернулись в базовый лагерь, не дойдя до вершины. 1 августа пошла двойка Тотмянина (после удачного восхождения Тотмянин погиб). 3 августа начала подъём группа Семёнова, в которую входили пять человек. 4 августа вышел в соло альпинист Алексеенко, позже он догнал предыдущую пятёрку и шёл с ними. 5 августа одними из последних вышли группа спортивных гидов и Наталья Наговицина с Романом Мокринским, Гюнтером Зигмундом и Лукой Синигалья.
По словам Семёнова, штурм горы занимает примерно 8-10 дней. На момент восхождения прогнозировалось два дня непогоды, которые они планировали переждать на высоте, а группа Натальи решила выйти позже, чтобы попасть в неё на относительно простых 5000 метрах. Александр Семёнов называет такую тактику изначально проигрышной. Потому как на горе уже начиналась осень, погода быстрее менялась, а прогнозы становились менее точными.
Также альпинист отмечает, что Наговицина, Мокринский, Синигалья и Зигмунд были не готовы к восхождению на гору: плохо знали маршрут, не были достаточно экипированы, имели среднюю физическую подготовку. Все самые сложные участки они прошли по верёвкам, оставленным предыдущими группами.
«На высоте 4600 метров была ледовая стенка. После спортивных гидов там осталась верёвка, и группа Наговициной прошла по ней. Если бы её не оставили, был велик шанс, что не смогут подняться и вернутся обратно. Но так они прошли все сложные участки», — рассказал Александр Семёнов.
Спортсмен рассказал, что, хотя группа Натальи шла по чужому следу, несколько раз они плутали или возвращались обратно в лагерь. А во время выхода на вершину Важа совсем потерялись и не могли понять, где они. Путь им подсказывали по радиосвязи.
«Необязательно перелом»
Перед самой вершиной пика Победы спортсменам необходимо пройти 3-3,5 километра по гребню, который называют «нож». Перед этим участком команда Семёнова выкопала пещеру на высоте 6900 метров, которая в итоге спасла жизни другим альпинистам. 10 августа они взошли на вершину и вернулись в пещеру. 11-го числа они начали спуск.
Примерно через 200 метров от лагеря Александр встретил Наталью. По его словам, она шла очень тяжело. Чуть позади неё также двигался Роман. До этого он видел и Гюнтера с Лукой, те тоже были измождены. Он объяснил им, где находится пещера и попытался ещё раз отговорить их от восхождения. Но они сказали, что пойдут до конца.
«Они взяли только одну палатку на четверых, остальные оставили на Важе. Если бы они не знали, где наша пещера, выходили бы с вершины не понятно куда, как в открытый космос. Если бы мы прошли мимо них ночью, сами бы они пещеру не нашли», — говорит Александр.
12 числа пятёрка альпинистов спустилась к первому лагерю. По радиосвязи они узнали, что Роман и Наталья два раза сорвались на «ноже». В результате второго срыва они упали на китайскую сторону и чудом зацепились верёвкой за камни, но Наговицина травмировала ногу.
Семёнов отмечает, что информация о переломе была получена только со слов самой Натальи. Она сказала Роману, что недавно ломала ногу и знает, как это.
«Когда Гюнтер показал фото голой ноги, я увидел, что она припухла. Но это необязательно перелом, мог быть и вывих, и растяжение, и всё, что угодно. Но, в принципе, с такой травмой можно передвигаться. Да, сидя, да, не на ногах, со страховкой, но можно было двигаться», — считает спортсмен.
Роман помог Наталье подняться на гребень и спуститься до камня «Птица», который хорошо защищает от ветра и позволяет поставить палатку. Александр уточняет, что Мокринский сделал всё, что ему позволяла его квалификация.
«Не были на вершине»
Как объясняет Александр Семёнов, Пик Победы представляет собой волновой гребень. Из-за этого многим не понятно, дошли они до вершины или нет. Он предполагает, что Роман и Наталья дошли до вершинного купола, но саму итоговую точку так и не нашли.
Во время спасработ 16 августа Александр встретил Мокринского, и он рассказал ему, что им с Натальей не хватило пары часов хорошей погоды. На горе начался сильный ветер, и они не видели, куда идут.
«Когда поднялись на вершину, началась непогода: ураганный ветер, низкая видимость. Я позвонил Греку, спросил: “Как определить где вершина: какая из этих кучек?”, он сказал: “Ладно, засчитаю, спускайтесь”», — рассказывает Роман на видео Александра Семёнова.
Подняться к Наговициной пытались три раза, но из-за непогоды эти попытки провалились. При этом спасателям удалось спустить Гюнтера и Романа, которые без помощи тоже могли погибнуть. Александр напоминает, что в высоких горах людям приходится рассчитывать только на себя. И перед походом необходимо трезво оценить свои возможности. Потому как провести спасательную операцию на такой сложной горе практически невозможно.
«Если бы была погода, если бы было большое количество готовых людей, какие-то шансы на спасение бы были. Но даже при этих условиях благоприятный исход маловероятен», — подытожил Семёнов.
Ранее сайт perm.aif.ru рассказывал, что трагедию на Пике Победы обсудили в эфире федерального телеканала. Эксперты, альпинисты и врачи высказали своё мнение. А немец Гюнтер Зигмунд рассказал, как они пытались спасти Наталью.