Вычислить маньяка. Следователь-криминалист о тонкостях своей работы

Опытный сотрудник СКР за год расследовал 8 тяжких преступлений из прошлых лет. © / pixabay.com

В детективных сериалах они предстают современными супергероями. Смелые отважные сыщики могут и поймать злодея-убийцу, и обезвредить опасную банду. Однако в реальности работа следователя заключается отнюдь не в прыжках по крыше в погоне за преступником. 

   
   

По словам следователя-криминалиста СУ СКР по Пермскому краю Николая Рашова, главное оружие сыщика – интеллект и умение распутывать клубки самых запутанных преступлений. О том, как ловить маньяков и убийц, он знает не понаслышке. Лишь за прошлый год сотрудник Следственного комитета расследовал 8 тяжких и особо тяжких преступлений из прошлых лет. За решеткой оказались злоумышленники, десятилетия скрывающиеся от закона. 

Будни криминалиста

Юлия Загородских, «АиФ-Прикамье»: Николай, почему вы выбрали эту профессию? 

Николай Рашов: Ни в детстве, ни тем более, когда повзрослел, я не собирался идти в эту сферу. Свою трудовую биографию начинал в шахте после окончания Кизеловского горного техникума. Отслужив в армии, хотел устроиться в ГИБДД, но так как службу я проходил в подразделении госбезопасности снайпером, мне предложили пойти в ОМОН. Так я попал в правоохранительные органы, а впоследствии стал сотрудником следственного комитета. 

– Можете рассказать о работе следователя криминалиста? 

– Рабочий день у нас с 9.00 до 18.00, но, понятное дело, порой на часы никто не смотрит. Каждое преступление индивидуально. Когда изучаешь дело, возникают версии и строятся какие-то предположения. Бывает, кроме имени и фамилии о человеке ничего неизвестно, здесь к работе подключаются сотрудники полиции. Без их участия расследования невозможны. Также несём дежурства по городу и краю – знакомимся с оперативной обстановкой, а когда что-то случается – выезжаем на место. 

– Криминалисты – люди азартные и рискованные, или же хладнокровные и обстоятельные? Чему больше доверяют – логике или интуиции? 

   
   

– Все эти качества важны в нашей работе. Но, безусловно, от азарта никуда не деться. Как собака, чувствуя след, идёт по нему, так и мы – появилась ниточка, разматываем, тянем за неё и тянем. 

– С такой работой часто приходится сталкиваться с негативом? 

– Конечно, немного черствеешь, грубеешь, ко всему относишься спокойнее. Вид убитого человека уже не вызывает сильных душевных волнений. Но есть такие происшествия, которые затрагивают за живое, несмотря на весь опыт. Что коробит меня до сих пор – так это преступления в отношении детей. Осадок от них остаётся надолго. Среди недавних таких происшествий – расследование убийства 7-летнего мальчика в 2013 году в городе Краснокамске. 

ДОСЬЕ
Николай Рашов родился в 1973 г. в Кизеле, окончил Кизеловский горный техникум, Нижегородскую академию МВД РФ. В 1994-2003 гг. служил в ГУВД по Пермской обл. Пять лет работал в краевой прокуратуре. С 2007 г. – в СУ СК РФ по Пермскому краю. В 2009 г. признан лучшим следователем- криминалистом. Имеет медали «За безупречную службу» I и II ст., «300 лет первой следственной канцелярии». Принимал участие в проведении следственных действий при пожаре в клубе «Хромая лошадь», на складе бытовой химии по ул. Трамвайной, при обрушении жилого дома по ул. Куйбышева. Раскрыл более 15-ти особо тяжких преступлений прошлых лет.

Преступный город

– Как обезопасить своего ребёнка от маньяка? Ведь убийца этого мальчика, к примеру, три года безнаказанно жил в регионе, его жертвой мог стать любой ребёнок?

– Думаю, в подобной ситуации уберечь ребёнка можно лишь своим вниманием. И очень важно проявлять его не только в отношении своих детей, но и в отношении чужих. Находясь в Оренбурге, этот злоумышленник ничего сделать не успел, потому что пришли на помощь местные жители. Плюс похищенная девочка проявила находчивость. 

– Пермь – безопасный город для детей? 

– К сожалению, преступлений сексуальной направленности в отношении детей становится больше. Мне кажется, играет роль интернет и телевидение. Ну, а если дальше копнуть, Пермский край – место, куда ссылали в своё время не лучших представителей рода человеческого. Как правило, многие из них осели здесь. Хотя говорить о том, что преступления совершались именно этими людьми, неправильно – поколение сменилось. Но, тем не менее.

Психология преступника

– За прошлый год вам удалось расследовать множество преступлений, которые десятилетиями оставались нераскрытыми. Как убийцы и насильники реагируют, когда спустя столько лет их обличают? 

– Чаще всего, они удивлены – уже и не ждут, что их поймают, живут обычной жизнью. Бывает, эти люди больше не совершают преступлений и даже пытаются искупить свою вину. К примеру, в прошлом году я изучал нераскрытое дело по факту убийства 16-летней девушки. В 2003 г. она вечером ушла из дома и не вернулась. А спустя несколько дней её тело нашли в озере с привязанным к шее металлическим ограждением. У меня появились определённые мысли. Почти год продолжалось расследование, и кропотливая работа дала результаты. Выяснилось, что накануне исчезновения девушка отправилась танцевать в шатры, где познакомилась с молодыми людьми. Один из них её и убил. Преступником оказался местный житель, ни разу к уголовной ответственности не привлекался, был женат, воспитывал ребёнка. Человека все характеризовали лишь с положительной стороны, более того, в свободное время он занимался восстановлением храма. Но не все расследования преступлений прошлых лет приносят удовлетворение. Потому что из-за срока давности привлечения к уголовной ответственности не все преступники в итоге отвечают перед законом. 

– Попадались ли действительно хитрые, умные преступники?

– Приведу пример. Приехали на убийство одинокого человека. Вся квартира перевёрнута – явно что-то похитили. При этом ни следов распития алкоголя, ни отпечатков пальцев нет. У погибшего не работал рубильник, и он выключал свет, выкручивая лампочку. Так убийца даже с неё отпечатки стёр. Казалось бы – всё предугадал, продумал. Однако выронил паспорт! Курьёз, конечно, но такое бывает в нашей работе. Так что всё не предугадаешь. 

– Вы часто общаетесь с убийцами, не разочаровались в людях? 

– Что говорить, случалось, что преступления совершали те, о ком даже и не подумаешь. Но все мы люди, и все разные. Как говорится, чужая душа – потёмки.